Разговоры о всенародном покаянии за убийство царской семьи не более чем политические заявления, а само это действие не имеет смысла. Об этом рассказала Накануне.RU руководитель Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.
Накануне министр культуры Владимир Мединский, принявший участие в фестивале православных СМИ "Вера и слово", отвечая на вопрос участников о необходимости всенародного покаяния по случаю убийства царской семьи в 1918 году, заявил, что весь народ не должен в этом каяться, поскольку это сделали "несколько мерзавцев по приказу нескольких других мерзавцев". "Пусть они и каются", – подвел черту министр.
По мнению Наталии Нарочницкой, никакого публичного покаяния быть не может по определению и эту тему не стоит лишний раз раскручивать.
"Слово "покаяние", этот термин, понятие в христианстве относится только к индивидуальной душе. Коллективный организм не имеет души. Поэтому, в богословском смысле, покаяние – это исключительно действие для души, это таинство, которое совершает индивид, но никак не коллективный организм, вроде нации, народа и т.д. Поэтому, когда мы говорим о каких-то публичных покаяниях – это просто публичное заявление политиков определенного времени и эпохи. Большего за этим нет и всегда будут споры об этом", – уверена Нарочницкая.
Она подчеркнула, что это событие носило не только политическую окраску, но и религиозную. Однако полемика вокруг этого события сейчас способна вызвать раскол в обществе.
"То, что это было злодейством, преступлением, я с этим полностью согласна. Для христиан это было преступление еще и в том плане, что царь – это помазанник божий, это такой вид священника. Тем более, впечатляет, с какой кротостью это все было принято царственным мучеником. Но такая нездоровая полемика вокруг этого в общественной жизни очень часто только провоцирует очередной раскол. Поэтому, я считаю, что на эту тему надо говорить очень мирно, грустно, печально и молиться побольше", – призывает эксперт.
Но она также отметила, что после того, как церковь канонизировала царскую семью, все вопросы в этом отношении должны быть сняты, и сам этот факт не требует дополнений.
"Церковь признала их мучениками, и в этом глубоком акте уже очень многое заложено. Те, кто понимает, что такое канонизация, те понимают отношение церкви к этому. Убийство это было неслучайным, оно было актом богоборчества, помимо политической задачи, и церковь это именно так воспринимает", – считает историк.
В то же время, по мнению Нарочницкой, забывать о предыдущих эпохах не стоит, потому что, как бы ни происходила их смена, они сохраняют преемственность.