Политтехнологов в России в ближайшее время заставят проходить аттестацию и получать сертификаты для проведения избирательных кампаний. С такой инициативой выступила группа руководителей ведущих PR-агентств страны на форуме политтехнологов в Суздале, рассказали "Известиям" его участники. По аналогии с научным миром они хотят в зависимости от опыта и навыков присваивать квалификационные степени, которые будут подтверждаться сертификатом. Для оценки участников рынка политтехнологи предлагают создать экспертный совет, куда войдут 20–30 ведущих специалистов.
"Мы считаем, что заказчики сертифицировать нас не могут. Это должно проводиться только внутри сообщества. Что-то наподобие саморегулируемых организаций, где одних участников рынка сертифицируют другие. Оцениваться будут как практические навыки, так и теоретические познания, — рассказал один из сторонников сертификации юрист и политтехнолог Олег Молчанов. Пока принципы формирования экспертного совета не определены, поскольку этот вопрос вызвал серьезную дискуссию в профессиональном сообществе", - поясняет эксперт.
К идее структурировать свое сообщество политтехнологов могли подтолкнуть в администрации президента. Источники, близкие к Кремлю, утверждают, что в руководстве страны эта мысль обсуждается давно: "Вячеслав Володин (первый замглавы администрации президента) недавно озвучивал идею о необходимости институционализировать сообщество политтехнологов".
Не стали исключать эту версию и сами участники рынка.
Между тем эксперты уже успели выработать принцип сертификации. По словам Олега Молчанова, предполагается, что политтехнологи будут подавать в экспертный совет заявки. В них они должны будут дать подробное описание нескольких проведенных избирательных кампаний, а также сообщить, закончились ли они победой или поражением.
"Понятно, что с "Единой Россией" можно было выиграть хоть 20 кампаний в сельских округах. А можно проиграть кампанию в очень серьезной борьбе. Я не думаю, что люди, которые вели кампанию Вадима Потомского (кандидат от КПРФ на выборах губернатора Брянской области), — малоквалифицированные, — поясняет Молчанов. По итогам своей работы экспертный совет будет принимать решение о присвоении квалификационной степени. По аналогии с ученым званием "младший" и "старший научный сотрудник", как это делается в научном мире", — говорит Молчанов.
Идея политтехнологов потенциально может "отсечь от профессии откровенных жуликов", которые "предлагают заказчику шаманские камлания, погружение соперников в парализующий энергетический кокон, дистанционное суггестивное воздействие на избирателей в целях мотивации голосования", шутит Константин Калачев. Однако заказчикам нужен не сертификат, а "рекомендация из ЕР, полпредства или администрации президента, а лучше всё вместе", говорит он. При этом Калачев уверен, что самой объективной оценкой специалиста является его послужной список.
"Сертификация — не выход. Для кого-то это инструмент влияния и не более. А если по гамбургскому счету, кто судьи? Где критерии? Что делать с субъективностью оценок? Мне проблема выстраивания отношений политтехнологов и нынешней власти кажется более актуальной. Ее отношение к политтехнологам на фоне ее же попыток как-то их посчитать, структурировать и взять под контроль в целом подозрительное, переходящее в негативное. А диалог нужен!" — заключает Калачев.