Новости
ФСБ проверяет, зачем Сердюкову понадобился лимузин Фиделя Кастро
Общество | В России

Спецслужбы изучают судьбу раритетных автомобилей, в 2010 году вывезенных из рязанского Музея военной автомобильной техники

Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны может пополниться очередными новыми эпизодами. ФСБ заинтересовалась судьбой коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники, в которой были лимузины "ЗИС" и "ЗИЛ" Никиты Хрущева и Фиделя Кастро. Стоимость уникальной коллекции оценивается в несколько десятков миллионов евро. В 2010 году музей расформировали по приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. Чекисты не исключают, что часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции могла пропасть и оказаться в частных руках.

Как пишут "Известия" со ссылкой на источники в спецслужбах, проверка в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Проверяющих из ФСБ интересуют обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.

Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.

Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные "Чайки", "ЗИМы", ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.

По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.

"Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет €800 тыс., — рассказывает замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. — ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до €600 тыс. «Чайки» на рынке оцениваются в €50 тыс. Но у машин может быть и своя история — в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться".

В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров.

Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил «Известиям», что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу.

"Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику, — рассказывает Вандер. — Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала".

Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова.

"Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны, — рассказывает Вандер. — Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов".

C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.

"Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, — вспоминает Вандер. — А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина". По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: "Такой машины у нас нет". После этого у музея и начались проблемы.

Сначала музей лишили статуса — и он стал Историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.

"К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас, — рассказывает Вандер. — О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю".

Эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники.

"Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой — из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам", — рассказывает  оперативник МВД.

Автоэксперт Юрий Костькин также слышал о подобных аферах.

"Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые в этой связи пользуются очень высоким спросом у коллекционеров, — рассказывает Костькин. По его словам, после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились".