Новости
По логике Минобразования, преподавание в вузе мешает эффективности, – эксперт
Общество | В России

Согласно тем критериям, которые использовали специалисты министерства образования, эффективности работы вуза мешает преподавание и исследовательская работа, считает первый заместитель директора Института глобализации и социальных движений Анна Очкина, передает корреспондент Накануне.RU.

По мнению эксперта, большая часть требований, на основе которых оценивалась эффективность вузов, не имеют отношения к непосредственной образовательной и научной деятельности.

"Я поняла, что такое "эффективный вуз" с точки зрения Министерства образования. Во-первых, нужны абитуриенты с высокими ЕГЭ. Где их взять – вопрос сложный, а то и деликатный, но надо искать. Но если и не найдутся таковые, то и не беда. А во-вторых, преподаватели должны забросить учебный процесс (его все равно не учитывают при оценке эффективности) и писать по статье в день. Если существующих изданий не хватит для размещения всех научных творений работников эффективного вуза, придется создавать свои. Благо, можно не печать много экземпляров, был бы электронный вариант. Статьи не будут читать? А где вы видели требования к качеству статей в рейтинге? Главное же не как, а сколько", – перечисляет эксперт.

Кроме того, критерии, озвученные министерством, способствуют тому, чтобы извлекать деньги любыми способами, а не тому, чтобы выпускать специалистов.

"Согласно критериям, нужно принимать в вуз иностранцев. Можно наладить прием гастарбайтеров, по совместительству нанимая некоторых в дворники. Только тогда уж надо следить, чтобы все принятые окончили вуз, считают же выпускников! Нужно еще раз забросить учебный процесс и выискивать гранты. Тех преподавателей, кто не хочет рыскать в поисках денег, а что-то там лепечет про учебные занятия, хорошо бы уволить. Заодно повысится показатель доходов в расчете на одного работника", - говорит Очкина.

Таким образом, получается, что и учебный процесс, и научные исследования не только не нужны вузу, но еще и способствуют его занесению в "черный список" неэффективных вузов.

"Дополнительные показатели тоже требуют труда. Забросив очередной раз занятия (если их еще не догадались отменить), все работники вуза могут сосредоточиться на получении ученых степеней и званий. Те, которые их уже имеют, должны делиться опытом с коллегами. Вузу необходимо жить по принципу "Ни дня без защиты". Придется затянуть пояса, конечно, защита диссертаций нынче дорогое удовольствие, но эффективность того стоит. С одним из дополнительных показателей министерства у меня заминка вышла – ну, не знаю я, что такое "приведенный контингент"! Как и зачем считают производную от общего числа выпускников. Но я уверена, и с этим можно справиться, привести и произвести как надо. Или куда надо", – анализирует совсем уже странные критерии аналитик.

Подводя итог, Очкина прогнозирует, что подобные формальные критерии вновь приведут к тому, что в вузах будут составлять "правильные" отчеты, а не давать студентам качественное образование.

"Чтобы справиться с эти задачами, неплохо бы прекратить занятия в вузе вовсе. Студенты страшно отвлекают от повышения эффективности. "Зачистка" региональных вузов с помощью такого рода критериев только стимулирует производство показателей. А когда такое производство связано только с необходимостью выжить с помощью "правильного" отчета, то неминуемо начинается производство халтуры. И ее будут производить много, потому как в рейтинге учитывают количество. До качества, как я понимаю, руки ни у кого не дойдут никогда", – резюмирует Анна Очкина.