Новости
Борис Стругацкий. БИОГРАФИЯ
Общество | В России

На 80-м году жизни скончался писатель-фантаст Борис Стругацкий.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, где его отец, Натан Залманович Стругацкий, был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания "Заслуженный учитель РСФСР" и награждена орденом "Знак Почёта".

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности "звёздный астроном", который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года — профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

 С 1972 года — руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как "семинар Бориса Стругацкого").

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной "твердой" (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — "Шесть спичек" (1959), "Испытание "СКИБР" (1960), "Частные предположения" (1960) и другие; большинство составило сборник "Шесть спичек" (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На протяжении всей творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник "Стругацкие о себе, литературе и мире" (1991—1994) и сборник "Куда ж нам плыть?" (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году.

Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В последнее время, по словам мастера, над крупными формами он не работал и писал "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии "Бронзовая улитка".

 С 2002 года главный редактор журнала "Полдень XXI век".

В 2006 году участвовал в создании книги "Автограф века". Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль "Символ Науки".

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает: "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечал он.