Новости
Эксперты считают неоправданной инициативу минтранса о поддержке плацкарта за счет средств с продажи ПГК
Экономика | В России

Минтранс РФ при дефиците субсидий в 2013 году предлагает направить на поддержку железнодорожных перевозок пассажиров в регулируемом сегменте около 15 миллиардов рублей, полученных от продажи акций ОАО "Первая грузовая компания". Об этом на брифинге заявил заместитель министра транспорта Алексей Цыденов.
 

По мнению эксперта-аналитика отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Льва Рузавина, средства от продажи ПГК целесообразнее было бы направить на дополнительную закупку локомотивов или увеличение объемов ремонтов инфраструктуры.

"Необходимо сразу заметить, что акции ОАО "Первая грузовая компания" находятся в собственности ОАО "РЖД", а ОАО "РЖД", в свою очередь, не является перевозчиком в плацкартных и общих вагонах, такой деятельностью занимается ее дочерняя компания ОАО "ФПК" с 2010 г. Передача вырученных средств с продажи ПГК для разового финансирования обязательств государства может рассматриваться в качестве источника финансирования, однако, на железнодорожном транспорте существует масса других, не менее серьезных проблем. Было бы целесообразней потратить эти средства на дополнительную закупку локомотивов или увеличение объёмов ремонтов инфраструктуры, а обязательства государства в сфере перевозок пассажиров компенсировать на системной основе из федерального бюджета", - отметил Накануне.RU эксперт Рузавин.

"Тем более что 25 или 30 млрд рублей – сумма недостаточная. По прогнозам ОАО "ФПК" затраты на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах при условии сохранения размеров движения и количества задействованных в перевозке вагонов в 2013 году будут равны 36,6 млрд рублей. Необходимо уточнить, что дополнительные 15 млрд рублей к уже согласованным 14,8 млрд рублей – это те средства, которые государство должно предоставить перевозчику изначально, поскольку оно определяет объем перевозок, а не компания", - добавляет он.

По его мнению, если данное предложение все-таки будет принято, то в 2013 году перевозки будут выполняться практически в прежнем объеме. Однако, это всего лишь разовое решение проблемы недофинансирования, которая снова будет актуальна во второй половине следующего года.

Напомним, что глава ОАО "РЖД" Якунин обещал отменить около 235 поездов и существенно повысить цену на перевозки, если государство не окажет им необходимой помощи.

По мнению эксперта Института проблем естественных монополий, сокращение 235 поездов и увольнение сотрудников – это крайняя мера ОАО "ФПК", но она возможна. "Они могут на это пойти, поскольку компания не может осуществлять перевозки себе в убыток. А для государства важно, чтобы его население имело свободу передвижения по стране, и поэтому оно должно быть заинтересовано вести конструктивный диалог и обеспечивать ценовую и географическую доступность услуг железнодорожного транспорта", - считает Рузавин.

Эксперт также отмечает, что в ближайшее время должен быть принят федеральный закон "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", где будет прописана роль государства, как заказчика перевозок.

"Главное в этой ситуации, чтобы формирование системы организации транспортного обслуживания населения и стимулов к снижению издержек в естественно-монопольных секторах не ухудшало положение пассажиров", - заключает Лев Рузавин.

Дарья Вдовиченко