Новости
Эксперты об объединении "тюменской матрешки": все "за" и "против"
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО

Вопрос об объединении муссируется в "тюменской матрешке" уже давно. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в минувшее воскресенье "подогрел" эти слухи, заявив, что укрупнение субъектов федерации имеет смысл, причем более сильные регионы нужно объединять с более слабыми. Тюменские депутаты и политологи прокомментировали высказывание Козака применительно к региону специально для Накануне.RU.

Политолог Лев Березин скептически оценил возможность объединения, отметив, что даже разговоры на эту тему не приносят пользы. "Думаю, что точка в этом вопросе уже поставлена, потому что найден механизм сосуществования трех субъектов в рамках Тюменской области, который удовлетворяет абсолютно всех. Этот договор (соглашение о трехстороннем сотрудничестве, - прим. Накануне.RU) позволяет сохранить и управляемость территорий, и механизм социального взаимодействия, и найти такой способ финансовых взаимоотношений, который позволяет решать экономические проблемы на территории всего образования. Так что я бы рекомендовал тем, кто высказывается на эту тему, вникнуть в суть происходящих вопросов и перестать будоражить региональное чиновничество, которое очень часто опускает руки и начинает ждать, когда на федеральном уровне примут решения, которые определят судьбу не только населения, но и самих чиновников. Это небезобидное заявление, и мне кажется, что лучше сто раз серьезно подумать, чем один раз сказать", – пояснил Березин.

Однако заявить со 100%-ной уверенностью, что договор будет продлен в неизменном виде, нельзя, отметил политолог: "Я не знаю, будет ли сохранен статус-кво, потому что часто на уровне федерации принимаются решения, от которых сами федеральные органы вдалеке". "Но то, что нет никакой объективной необходимости разрушать существующую систему, что все это политиканство – это ломание через колено, – абсолютно точно", – добавил Березин.

Депутат Тюменской облдумы Владимир Сысоев настроен не столь категорично. Он отметил, что в стране осталось несколько сложнопостроенных субъектов, в том числе и Тюменская область. "Самое главное в этом вопросе – специфика региона, – подчеркнул депутат. – Тюменская область – это очень большая по площади территория, и сегодня суммарно бюджеты всех трех субъектов, находящихся на территории Тюменской области, составляют примерно 550 миллиардов рублей. Для сравнения, в Красноярском крае, который недавно прошел такую процедуру, как поглощение автономных округов, – 130 миллиардов. И здесь очень важно понимать, для чего это будет делать федеральное правительство. Если в очередной раз перераспределить средства на уровень федерального центра – конечно, это плохо для региона, если это делается для того, чтобы придать новый импульс развитию территорий, привлечь инвесторов, дополнительно привлечь федеральные субсидии, дотации, то это хорошо. Поэтому главное – понять, что хочет федерация этим добиться", – сказал Сысоев.

Не факт, отметил Сысоев, что цель – перераспределить "нефтяные деньги" в пользу Тюменской области: "Ни один из этих регионов не является дотационным, у всех бюджеты "нулевые", так что еще вопрос, кто к кому будет присоединяться".

В 2015 году, когда соглашение между тремя субъектами истечет, отметил парламентарий, депутаты фракции ЛДПР будут делать выбор, исходя из тех принципов, что на территории "матрешки" должно увеличиваться количество средств (либо в виде налогов, либо в виде инвестиций) и повышаться качество жизни.

Политолог Алексей Кунгуров отметил, что лично он видит смысл объединения "матрешки" в урезании затрат на содержание госаппарата. "Есть конечно, определенный смысл в идее объединить три региона, – сказал он. – Вместо трех региональных правительств будет одно, это сокращение ненужных расходов на содержание столиц округов. Например, расходы бюджета на капитальное строительство в Ханты-Мансийске в 2006 году составляли 144 тысячи на душу населения, а в Нижневартовске и Сургуте – 3-4 тысячи. Если ликвидировать "паразитические" столицы, то во всех остальных муниципалитетах денег будет ощутимо больше. Но местные чиновники, околочиновничьи тусовки Югры и Ямала будут категорически против".

"К счастью, – иронично отметил политолог, – их никто и не спрашивает". По мнению Кунгурова, сценарий объединения в отношении Тюменской области будет осуществлен (или не осуществлен) исключительно по субъективному решению из федерального центра: "Скажет "царь" – объединяйтесь, у нас мгновенно и референдум проведут, и выяснится, что всю жизнь только об этом электорат и мечтал, и объединят махом. Если "царь" скажет – нет, соответственно никогда никто тут даже и не заикнется об объединении".

Депутат Тюменской облдумы Сергей Козлов косвенно подтвердил это мнение. Он не исключил, что объединение возможно – "если центральная власть увидит в этом какую-то целесообразность". "В этом случае, безусловно, надо согласовать решение с мнением жителей Ямала, Югры и Тюменской области", – добавил депутат.

Первоначально же депутат затруднился ответить, насколько высказывание Козака напрямую относится к Тюменской области. Он обратил внимание на то, что территории ЯНАО и ХМАО не нуждаются в дополнительных механизмах управления, они и так "управляемые", поскольку в них расположены стратегические нефтегазоносные объекты, а кроме того, отметил Козлов, "не факт, что один консолидированный бюджет будет лучше трех бюджетов, и им будут лучше управлять". Поэтому, по словам единоросса, на уровне совета законодателей трех дум и на высшем уровне Тюменской области этот вопрос не рассматривается.

Политолог Аркадий Либерман настроен в отношении объединения наиболее оптимистично, с его точки зрения, это дело времени: "Безусловно, укрупнение коснется Тюменской области рано или поздно. Страна, действительно, очень сильно раздроблена, и укрупнение регионов – вещь необходимая и рациональная. Но весь вопрос в том, как будут объединять и укрупнять", – сделал акцент политолог. – Например, одним из вариантов может быть объединение Тюмени с Курганской областью, а Югры с Ямалом".

Но, все же, правильнее с экономической, исторической и культурной точки зрения, по мнению Либермана, объединить Тюмень, Ямал и Югру. "Во-первых, получившаяся территория будет уступать по площади только Красноярскому краю и Якутии-Сахе. А, во-вторых, не секрет, что на севере Тюменской области господствуют антиобъединительные настроения, поскольку все-таки нефть и газ добываются там. Югу Тюмени, безусловно, выгодно объединяться с округами, после изъятия из бюджета НДПИ, а северам – друг с другом, оставив Тюмень "за бортом", – обрисовал ситуацию эксперт. – Эти настроения найдут отражение и в референдуме, если он будет проведен без жесткого административного давления".