Новости
Винниченко предлагает вернуть госструктурам контроль за техосмотром
Экономика | СЗФО | Уральский ФО | В России

Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко (ранее был полпредом в Уральском Федеральном округе) направил в правительство предложения по возврату госструктурам контроля за техосмотром автомобилей. Необходимость такого решения он подкрепляет результатами проверки новой системы проведения техосмотра в Северо-Западном федеральном округе, пишут "Известия". По сути, эта инициатива дает обратный ход еще одной инициативе Дмитрия Медведева, предпринятой в бытность его президентом.

В своем письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова Винниченко первым пунктом предлагает вернуть контроль и надзор за процедурой технического осмотра автомобилей какому-нибудь государственному ведомству. Скорее всего, если предложение полпреда найдет поддержку в правительстве, техосмотр вернут, но контролировать этот рынок будет не МВД, а другое ведомство.

Техосмотр (ТО) и выдача полисов ОСАГО в округе проводятся с нарушением правил, сообщает в отчете полпред президента. Чтобы исправить ситуацию, он предлагает определить исполнительный орган госвласти, который был бы ответственным за техосмотр, а также передать функции по непосредственному контролю за проведением техосмотра Министерству внутренних дел и Ространснадзору.

В представленном Винниченко отчете упоминаются конкретные нарушители, выявленные в результате контрольных мероприятий МВД и ФСФР на северо-западе. Названы две аффилированные пары "Росгосстрах" - ЗАО "Техосмотр" и ВСК - "РАНЭ Северо-Запад". Они осуществляли массовую выдачу полисов ОСАГО без фактического прохождения ТО.

 Из отчета также следует, что отдельные граждане оказывают услуги по оформлению онлайн-техосмотра (без реального ТО автомобиля) в интересах "РАНЭ Северо-Запад". Стоит, по данным отчета, такая услуга у "РАНЭ Северо-Запад" больше, чем реальный ТО, - 1,9 тыс. рублей.

 У проверяющих вообще вызывает сомнение законность полученной "РАНЭ Северо-Запад" аккредитации как оператора в Российском союзе автостраховщиков. Именно союз, объединяющий всех страховщиков ОСАГО, занимается выдачей аттестатов аккредитации операторам техосмотра с начала нынешнего года.

Что же касается "Росгосстраха" и аффилированного с ним ЗАО "Техосмотр", то в отношении оператора Российский союз автостраховщиков (РСА) провел 42 проверки, выявив многочисленные несоответствия оператора требованиям законодательства. Однако никаких мер принято не было.

У других операторов выявлены массовые нарушения установленных правил. Техосмотр проводится по сокращенной программе диагностики или совсем без диагностики, но с внесением информации о транспортном средстве в базу данных о техосмотре.

Чтобы исправить ситуацию, полпред Николай Винниченко предложил определить исполнительный орган госвласти, который был бы ответственным за техосмотр, а также передать функции по контролю за проведением техосмотра операторами МВД и Ространснадзору. По его мнению, схема документарного контроля, которую осуществляет сейчас Российский союз автостраховщиков за операторами ТО, является нелогичной и неработоспособной.

"Союз осуществляет контроль в несвойственной ему сфере - автомеханике и автодиагностике", - указывает Винниченко. Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе также считает интересными предложения МВД ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы. Кроме того, в документе предлагается рассмотреть вариант уголовной ответственности страховых агентов и брокеров, а также страховых компаний за выдачу полисов ОСАГО гражданам без действующих диагностических карт либо в отсутствие в единой базе данных о техосмотре информации об автомобиле. 

В секретариате первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова "Известиям" заявили, что первым вице-премьером даны поручения Минэкономразвития, Минфину и МВД рассмотреть отчет полпреда и проинформировать администрацию президента и правительство о своих предложениях. В правительстве считают, что изъятие техосмотра из компетенции чиновников было правильным шагом на пути к цивилизованным отношениям в этой отрасли. 

"Мы добились того, что граждане сегодня не стоят в очередях, пытаясь пройти техосмотр, но теперь рынок должен отрегулировать погрешности - например, когда некоторые страховые компании в целях обеспечения конкурентных преимуществ, зачастую не проводят соответствующую процедуру техосмотра автомобилей, - заявили в секретариате Шувалова. - В свою очередь, мы вместе с правоохранительными органами будем внимательно следить за ситуацией, и недобросовестные страховые компании, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, рискуют своей лицензией ОСАГО".

В Министерстве экономического развития считают правильной идею полпреда определить исполнительный орган госвласти, который будет ответственным за техосмотр, рассказали "Известиям" в ведомстве. Однако другие идеи - например, дать возможность МВД проверять операторов техосмотра, представляются весьма сомнительными, рассуждает чиновник, знакомый с ситуацией. По его мнению, чтобы навести порядок на рынке ТО, необходимо жестко наказывать нарушителей - как страховщиков, так и операторов - за незаконную выдачу документов о техосмотре и полисов ОСАГО. 

Как сообщало Накануне.RU, Дмитрий Медведев, будучи президентом, поручил разработать новый закон о техосмотре весной 2011 года. Законопроект был разработан и прошел через Госдуму и Совет Федерации в начале лета. 1 июля Медведев подписал закон о передаче техосмотра из ведения МВД в ведение частных техцентров. В настоящее время действует "переходный период".