Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов считает, что в России не может быть перспектив иностранного усыновления, поскольку это унижает нашу страну и ставит ее в один ряд со странами третьего мира, передает корреспондент Накануне.RU.
"Задача государства в здоровой и качественной пропаганде тезиса приемный ребенок может стать родным", - написал Павел Астахов в своем блоге на сайте "Трибуна Общественной палаты" во вторник.
"Сегодня, если говорить вообще об иностранном усыновлении, иностранное усыновление практикуют страны третьего мира - ровно те, кто не могут прокормить собственное количество детей. Например, Китай. Несмотря на то, что Китай сегодня - высокоразвитая страна в экономическом плане, тем не менее, там существует до сих пор прямой запрет иметь больше одного ребенка. И вот этот прямой запрет приводит к тому, что дети, которые рождаются и которые фактически не регистрируются в Китае, отправляются в другие страны, прежде всего - в Америку. Америка традиционно больше всего берёт китайских детей. На втором месте после Китая всегда в Америке стояла Гватемала до 2009-го года, а вот в 2009-м году Гватемала отказалась отдавать своих детей в Америку. Почему? Просто потому, что в 2008-м году было убито несколько гватемальских детей в приёмных американских семьях. И Гватемала поставила вопрос: прекратить отдавать Америке наших детей. И с 2009-го года Гватемала не отдаёт Америке своих детей. Почему Гватемала это может сделать, а Россия - нет?", - отметил Павел Астахов.
"На третьем месте традиционно стояла Россия, которая делила в своё время это место с Эфиопией, но сейчас Эфиопия на втором месте. Вот смотрите, какой ряд: Китай, Гватемала, Эфиопия, Россия", - добавил он.
"Я считаю, что, вообще-то, мы сейчас находимся не в той экономической ситуации, которая позволяла бы так низко пасть и так себя не уважать, и ждать, когда придут какие-нибудь иностранные папа или мама, которые скажут: "Ах, мы заберём ваших детей". Я считаю - это само неуважение, и это унизительно. Если говорить о перспективах иностранного усыновления, то, безусловно, их не может быть никаких, потому что у нас очень мало детей в России. У нас сегодня потенциал по тем детям, которые живут в детских домах: на начало года их было 105 тысяч, сейчас их чуть меньше. И отношение к взрослому населению - к взрослому населению страны - такое, что, (взрослое дееспособное население 108 миллионов), один ребёнок-сирота в детском доме - более чем на тысячу взрослых дееспособных людей", - подчеркнул Павел Астахов.
"Мы должны сосредоточиться внутри, на России. И тогда получается: из 1000 взрослых людей наша задача найти, отобрать, протестировать, выучить и сопроводить двух приёмных родителей. По плечу нам такая задача? Да конечно по плечу! ", - заявил Павел Астахов.
"Коммунальное хозяйство этих детских домов пожирает каждый год триллионы. У нас содержание одного ребёнка минимально обходится государству минимум в одну тысячу долларов США ежемесячно. У нас сегодня не так много в России семей, которые могут тысячу долларов потратить на своего родного ребёнка, а государство тратит. Сегодня надо эти деньги перераспределить, направить на поддержку родной семьи, которая не может тысячу долларов на ребёнка потратить. Потратить на восстановление тех семей, которые попали в социально опасное положение. Дальше - приёмная семья. Я сказал об огромном потенциале: на одного ребёнка - тысяча взрослых. Что для этого надо сделать? Надо сегодня начать здоровую, нормальную, качественную пропаганду того, что действительно приёмный ребёнок может стать родным", - считает детский омбудсмен.
"Существует устойчивый миф о том, что иностранцы спасают нас, потому что берут больных несчастных детей, там делают им операции и вылечивают. Люди, которые распространяют такой миф, либо невежественные, либо прямо заинтересованы в том, чтобы иностранное усыновление продолжалось. Невежество состоит в том, что за последние три года (я могу отвечать за этот период, который я работаю как уполномоченный по правам ребёнка при президенте) иностранцы взяли в России 72% из всех вывезенных детей. Это дети от 0 до 6 лет, абсолютно здоровые. Если говорить о детях-инвалидах, - пожалуйста: 2011-й год. Американцы, которые в 2011-м году вывезли почти 1000 детей из России, из них взяли 44 ребёнка-инвалида. Много это или мало? Это примерно около 5%. Значит, россияне взяли на усыновление в этот же год 188 детей-инвалидов в приёмные семьи. Т.е. даже здесь мы видим, что российские граждане, оказывается, больше берут детей-инвалидов, чем американцы. Где же этот миф, который нам постоянно навязывается, - что Америка, иностранцы спасают наших детей, вывозя их на операции? В России сегодня делаются все операции высокотехнологичные для детей-сирот - в первую очередь, без всяких очередей и квот", - рассказал Павел Астахов.
"Дальше - что касается уровня насилия. Нам говорят, что в России такой уровень насилия в отношении детей, поэтому надо их спасать, увозить; нельзя закрывать иностранное усыновление - там лучше. Но кто же вам сказал, что там лучше? Ведь те же случаи девятнадцати убийств детей в Америке приёмными родителями, - они даже не сопоставимы за этот же период времени с российскими случаями. Да, у нас детей гибнет много в стране. Это правда. Тысяча с лишним - каждый год. Но если говорить только о приёмных родителях, которые взяли ребёнка и уничтожили в свое семье, то таких случаев всего четырнадцать (даже меньше, чем в Америке). Но в Америке по официальной статистике проживает около 50 тысяч приёмных детей. Допустим, что их там сто тысяч, потому что не все учитываются. Но в России в приёмных семьях сколько проживает детей? 522 тысячи. Опять несопоставимые цифры", - заключил Павел Астахов.