В понедельник, 27 февраля, выступая на заседании Госсовета в Чебоксарах, президент России Дмитрий Медведев заявил, что студенты бюджетных отделений могли бы заключать контракт и иметь определенные обязательства. При этом он отметил, что возвращения к системе директивного распределения студентов, закончивших вузы, невозможно.
Медведев предложил при поступлении в высшее или среднее учебное заведение заключать контракт. "А директивного распределения, как в советское время, не будет", — заявил президент.
По его словам, вопрос о том, что студенты не идут работать по специальности, обсуждается уже не первый год, и поэтому у него есть впечатление, что во всех отраслях так и не подготовлены нормальные контракты.
Медведев заметил, что во всем мире образование либо платное, либо его нужно отрабатывать. "Иначе абсолютно аморальная ситуация", — считает он. Так что отработать по контракту, по его мнению, от трех до пяти лет было бы абсолютно нормально. Хотя речь не идет о том, чтобы "ввести крепостное право".
Он добавил, что при этом уволиться можно в любой момент, хоть на следующий день, но в таком случае нужно оплатить свое образование.
Предложения главы государства Накануне.RU прокомментировал председатель совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий:
"Идея, высказанная президентом, заслуживает поддержку, поскольку много лет назад, еще в советские времена, выпускники вузов получали направление на работу, в соответствии с которым, пока они числились молодыми специалистами, имели социальные гарантии: их нельзя было уволить, им предоставляли жилье и "подъемные" - оплата проезда до места работы, деньги на первоначальные расходы.
И это разумно. Дело в том, что выпускник вуза был закреплен за местом работы, и он получал социальные гарантии. Однако за все приходится платить, и молодой специалист должен был отработать на предприятии три года. С наступлением новых времен, после 90-х годов, рухнула система распределения. Абитуриенты, казалось бы, получили полную свободу при поиске работы, но драматизм ситуации состоит в том, что, предприятия, освобожденные от обязанности брать выпускников по направлению, перестали это делать. При общей стагнации экономики в 90-х годах выпускников вузов массово перестали брать на работу. Особенно сложно устроиться стало выпускникам технических вузов. Полученное образование стало фикцией – знания есть, а применять их негде. Так было не со всеми, но с очень многими выпускниками.
Когда сегодня президент говорит, что выпускники вуза должны "отрабатывать" те деньги, которые государство в них вложило, с этим трудно не согласиться. Но беда физиков, химиков, технологов, педагогов, врачей и других специалистов в том, что работы по специальности для них нет в том количестве, которое требуется. При этом за последние годы количество вузов увеличилось в разы по сравнению с советским периодом.
Работодателей, заинтересованных в молодых специалистах престижных вузов, немного. Также работодатели не заинтересованы в выпускниках, которых ему посылают, т.к. за такого специалиста ему надо платить из собственного кармана: выдавать ему "белую" зарплату, оплачивать отпуск и больничные. Лучше нанять человека с улицы с каким-нибудь средненьким дипломом. Несомненно, здесь возникает проблема так называемой социальной ответственности бизнеса. Поэтому не думаю, что работодатели активно поддержат эту идею президента. В этом вопросе активно внедряется в социум мысль, что отечественная система высшего образования безнадежна устарела и вузы выпускают крайне слабых, не подготовленных для практики выпускников. При этом США изменяют иммиграционную политику для наших студентов и выпускников, а зарубежные компании охотно берут на работу наших молодых специалистов.
Изменить ситуацию можно. Во-первых, нужно создать условия, чтобы в качестве работодателя выступал не только частный капитал, но и государство. Во-вторых, наша экономика – рыночная, доля внебюджетного финансирования вузов сопоставима с государственными расходами. Видимо, нужно создавать условия для взаимодействия по вопросам трудоустройства между вузами, региональной властью и социально ответственными и стратегически мыслящими представителями бизнес-сообщества.
Наверное, для выпускников экономических факультетов ведущих вузов, для журналистов, компьютерщиков и PR-менеджеров проблема трудоустройства стоит не так остро. Но как быть с врачами, учителями, физиками, биологами и химиками? Думается, эту проблему на уровне контактов вузов с работодателями не решить.
Здесь должна быть разработана особая государственная программа. Необходим четкий правовой механизм компенсации государственных расходов на подготовку специалиста-бюджетника, если он решит не работать после окончания вуза в России или если он при наличии двух-трех альтернативных вариантов трудоустройства по профессии выбирает работу по другому профилю. Именно в этом случае реанимируется государственная программа распределения молодых специалистов по профильным предприятиям. Как дополнительный стимулирующий рычаг должна стать налоговая и социальная мотивация бизнеса создавать с вузами тесные интеграционные формы сотрудничества через функционирование центров профессионального образования и корпоративных университетов в структуре вузов. Для того, чтобы наладить нормальное функционирование высшей школы, необходима серьезная государственная поддержка и плечо участия бизнес-сообщества во всех бизнес- процессах университетов".