Новости
В России отмечается День моряка-подводника
Общество | В России

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — "Дельфин" — была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Почти сразу начав отсчет и первым жертвам среди российских подводников. 16 июня 1904 года в 9.30 утра первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин" начала свое очередное погружение и… ушла по воду с открытым люком. При этом не успели выйти из отсеков и погибли 24 матроса и командир лодки - лейтенант Черкасов. Всю вину, как у нас часто водится, свалили на командира. Не посмотрев на то, что Черкасов, находясь у открытого люка, мужественно разделил участь своего корабля, пропуская вперед матросов. Спустя год при сходных обстоятельствах погибла английская подводная лодка А-8, а еще через месяц - французская "Farfades". В обоих случаях спаслись только их командиры, как и Черкасов, находившиеся около незакрытых люков, но, в отличие от него посчитавшие, что лучше быть живыми дезертирами чем благородными покойниками. 29 мая 1909 года во время учебной ночной атаки эскадры Черноморского флота подводная лодка "Камбала" была разрезана пополам броненосцем "Ростислав". Погибли комдив капитан II ранга Белкин, мичман Тучков и 18 подводников...

"Потаенное судно" из 1718 года

Хотя история подводного флота России могла начаться гораздо раньше. Еще в 1718 году плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов подал на имя Петра I челобитную с предложением построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра 1, после чего автору предложили начать постройку "потаенного судна большого корпуса". В августе 1724 г. Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им "огненными трубами". По-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра 1 работа над "потаенным судном" прекратилась, а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. Лишь через полвека, в 1775 г. с аналогичным проектом выступил американец Бушнель, которому иногда незаслуженно приписывают постройку первой подводной лодки военного назначения.

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

В первую мировую войну 1914—1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа "Гранит". Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

Сегодняшней России жизненно необходим мощный атомный подводный флот как гарант неприкосновенности нашей государственности, как непререкаемый показатель статуса мощной военной державы. России необходимы АПЛ, как необходимы тяжелые ракетные крейсера, как необходимы стратегические бомбардировщики и современные РЛС. Россия должна быть страной, которая способна не только перекачивать нефть и газ за рубеж, но и отстаивать, как говорилось в эпоху холодной войны, сферу своих жизненных интересов. И значит, России нужны моряки-подводники.

Конечно, моряки-подводники - люди особые. Особые не в силу того, что от природы наделены какими-то сверхъестественными способностями, а потому что они изначально поставлены в экстремальную ситуацию. В ситуацию, когда экипаж месяцами закупорен в огромной железной бочке, напичканной к тому же смертоносной начинкой и бесчисленным множеством электронных систем. Любая неполадка может грозить катастрофой как минимум для самой субмарины, и как максимум - для человечества: ядерные заряды на одной АПЛ несут опасность для миллионов жителей Земли.

Любой подводник знает это с первой секунды, как наденет черный бушлат, и знание это остается с ним до конца его жизни. И поэтому подводники были, есть и будут являться элитой Военно-морских сил любой страны. Это их крест, который они несут и нести будут. И хорошо было бы те, кто по должности обязан, помнили бы об этом не только в Дни памяти и День ВМФ. Для нашей страны сегодня стратегически важно, чтобы любой офицер-подводник, возвратившийся на базу из учебно-боевого похода, возвращался не в комнату старого общежития а в нормальную квартиру. Для интересов России важно, чтобы он получал достойную его уникальной профессии зарплату, и чтоб эта зарплата была по крайней мере не меньше той, которую получают армейские чиновники в уютных московских кабинетах. Наконец, нам всем необходимо осознать, что моряки-подводники заслуживают самого глубокого уважения - дело, которое они делают, достойно этого.