Международному сообществу не удается пока создать систему ответственности за ликвидацию афганского наркопроизводства, заявил накануне журналистам директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. "Недавно мы предложили разработать систему международной ответственности за ликвидацию афганского наркопроизводства, но пока, к сожалению, этот вопрос не решается", – сказал он на пресс-конференции в РИА "Новости". При этом Иванов уточнил, что это – исключительно важный вопрос, потому что на сегодняшний день полсотни государств участвуют в судьбе Афганистана. При этом никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу этой страны, ставшей монопольным производителем почти всего объема героина в мире. "В прошлом году в НАТО мне сказали, что международная коалиция за это (борьбу с наркопроизводством и наркоторговлей) никакой ответственности не несет, потому что в мандате ООН про это ни слова не сказано. Такую систему необходимо разработать и вынести на уровень Совета Безопасности ООН", – подчеркнул директор ФСКН. Он также добавил, что "ООН и прежде всего Совет Безопасности ответственности нести не могут, т. к. они не являются руководителями операции в Афганистане". "Поэтому мы и предложили создать такую систему мировой ответственности, чтобы было понятно, кто за что отвечает", – уточнил Иванов.
В середине февраля США, давно подозреваемые в нежелании бороться с производством наркотиков в оккупируемом ими Афганистане, выдвинули новый план координации деятельности антинаркотических спецслужб стран Центральной Азии. Однако Россия, больше других страдающая от афганского наркотрафика, инициативу США заблокировала. Причина – американская инициатива имеет все шансы дать эффект, прямо противоположный тому, который, по заявлениям Вашингтона, от нее ожидается.
Суть американского предложения, получившего название "Центральноазиатская антинаркотическая инициатива" (CACI), состоит в создании под руководством и за счет США спецподразделений по борьбе с наркомафией, которые должны располагать широкими полномочиями, в т. ч. доступом к оперативной и секретной информации силовых ведомств и спецслужб стран региона. По замыслу американцев в проект должны быть вовлечены все пять стран Центральной Азии, а подпись под заявлением в поддержку этой инициативы помимо них должны поставить США, Россия и Афганистан. Заявление в поддержку CACI США планировали принять на министерской конференции Парижского пакта – крупнейшего международного форума по противодействию наркотрафику из Афганистана, состоявшегося в середине февраля в Вене. Однако принятие заявления не состоялось: этому резко воспротивилась Россия.
В инициативе США наибольшие подозрения вызывает стремление Вашингтона получить доступ к конфиденциальной информации, которая может быть использована для давления на власти центральноазиатских государств. Именно этот аргумент позволил Москве убедить своих союзников по ОДКБ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию) отказаться от подписания заявления, подготовленного американцами. По мнению российской стороны, инициатива США представляет собой не что иное, как новый способ военно-политического проникновения в Центральную Азию, прикрывающий нежелание на практике, а не на словах бороться с производством и транзитом наркотиков. Свидетельством этого Россия считает стремление США сконцентрироваться на двусторонних отношениях с государствами Центральной Азии, игнорируя при этом интересы РФ и ОДКБ. Ссылки помощника госсекретаря по контролю за наркотиками и охране правопорядка Уильяма Браунфилда на то, что США членом ОДКБ не являются и не имеют в ней даже статуса наблюдателя, выглядят малоубедительно, т. к. сотрудничеству в борьбе с наркотрафиком это обстоятельство совершенно не мешает, пишет КМ.RU.
Тем временем производство наркотиков в Афганистане принимает все более угрожающие масштабы. По данным Агентства ООН по наркотикам и преступности, в 2011 г. производство опиумного мака в Исламской Республике Афганистан (ИРА) по сравнению с 2010 г. увеличилось на 61% – с 3600 до 5800 тонн. При этом посевы опийного мака увеличились всего на 7%, а рост производства был обусловлен прежде всего более высокой урожайностью. А самое интересное – это продолжающийся рост стоимости опиума, увеличившейся в 2011 г. на 133%. Экономически столь значительный рост цен в условиях резкого увеличения производства возможен лишь в том случае, если спрос превышает предложение. В 2010 г. увеличение стоимости опиума было связано как раз с сокращением предложения, т. к. посевы мака пострадали от грибкового заболевания. Однако в 2011 году объем производства в пораженных грибком районах стал восстанавливаться. Так, в афганских провинциях Каписа, Баглан и Фарьяб, ранее объявленных свободными от наркотиков, в 2011 г. вновь был зафиксирован рост производства опия. За время военного присутствия США в Афганистане производство наркотиков превратилось в одну из ключевых отраслей афганской экономики. Этот красноречивый факт говорит о многом. По данным ООН, в 2011 г. афганские крестьяне заработали на выращивании опиумного мака более $1,4 млрд, что составляет около 9% ВВП Афганистана.
США не в первый раз выступают с идеей ввода на территорию стран Центральной Азии своих сил специального назначения. Так, в сентябре 2009 г. Пентагон заявил о планах размещения во всех пяти государствах региона мобильных подразделений спецназа с задачами охраны Северной сети поставок. В августе 2010 г. США заявили о намерении построить на территории стран региона несколько военных объектов. В частности, Фонд по борьбе с наркотиками Центрального командования США планировал выделить свыше $40 млн на создание военно-тренировочных центров в Оше (Кыргызстан) и Каратоге (Таджикистан), кинологического центра и вертолетного ангара под Алматы (Казахстан), а также обустройство пограничных КПП в Узбекистане, Туркменистане и Киргизии. Большинство этих объектов расположены в стратегически важных точках. Туркменский КПП «Серахс», например, находится на границе с Ираном, а киргизский КПП – под Баткеном, в стратегически важной части Ферганской долины.
Внимание американцев к Южной Киргизии особенно примечательно. Слухи о том, что США стремятся создать на юге республики еще одну военную базу, ходят уже несколько лет. Южная Киргизия с точки зрения наркотрафика располагает крайне выгодным географическим положением. Через ее территорию проходит крупный канал поставок афганских наркотиков в Россию и Европу. По одной из версий, именно наркомафия сыграла ключевую роль в провоцировании ожесточенных межэтнических столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях в июне 2010 года. Интересно и то, что идея размещения в Южной Киргизии военной базы России и/или ОДКБ никакого энтузиазма у киргизского руководства в период правления К.Бакиева не вызывала, тогда как возможность строительства учебного центра США, напротив, приветствовалась.
При этом координация усилий по борьбе с наркотрафиком на уровне ОДКБ в последнее время демонстрирует возрастающую эффективность. В ходе совместной антинаркотической операции "Канал-2011", проводившейся в декабре 2011 г., спецслужбами государств-участников ОДКБ было изъято около 16 тонн наркотиков, включая 500 кг героина, более 9 тонн опия, свыше 2 тонн гашиша и около 130 кг кокаина. Следственными органами возбуждено свыше 21 000 уголовных дел, в т. ч. 3400 – за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности привлечены около 4000 человек. В ходе аналогичной операции 2010 г. было перехвачено около 7 тонн наркотиков – в два с лишним раза меньше, хотя число задействованных в ней сотрудников силовых структур было в несколько раз больше. Высокую эффективность демонстрирует и двустороннее сотрудничество РФ со странами Центральной Азии. Так, помощь России позволила киргизским пограничникам за год увеличить объемы перехваченных наркотиков в 23 раза.
Статья на эту тему: Наконец-то замеченная нарковойна
На этом фоне настойчивые попытки США создать в Центральной Азии альтернативную систему борьбы с наркотрафиком и поставить ее под свой контроль вызывают обоснованные подозрения, усиливаемые тем, что практически все инициативы по борьбе с производством наркотиков в самом Афганистане американцами решительно отвергаются. На последней конференции стран Парижского пакта в Вене российская сторона выдвинула целый ряд инициатив, включая создание интерактивной цифровой карты наркопосевов в Афганистане, которая позволит их уничтожать, использование для борьбы с наркотрафиком космических систем, укрепление пограничного и таможенного контроля с использованием передовых технологий и т. п. Однако ни одна из них не вызвала энтузиазма американцев, которые по-прежнему отказываются уничтожать наркопосевы, мотивируя это заботой об афганских крестьянах, которые, мол, будут лишены средств к существованию. Еще более показательно игнорирование американцами инициативы России по контролю за прекурсорами – веществами, без которых невозможно изготовление героина и других сложных опиатов. Введение обязательной кодификации прекурсоров позволило бы отследить, откуда они поставляются, и резко снизить производство тяжелых наркотиков. Однако власти США, видимо, в этом не заинтересованы.
Позиция США в вопросах борьбы с афганским наркотрафиком, а также их попытки в той или иной форме сохранить свое военное присутствие в Афганистане и распространить его на страны Центральной Азии говорят о том, что направление возрастающего потока наркотиков в сторону России и Европы интересам Соединенных Штатов как минимум не противоречит.