Новости
Сезон "потеряшек" наступает. Обращение к родителям: деньги или дети? ВИДЕО
Общество | Свердловская область

На Среднем Урале продолжаются поиски двух девочек, ушедших из дома, еще двоих детей до сих пор не могут найти еще с прошлого года – они тоже ушли из дома по своему желанию. Как передает Накануне.TV, силовики и психологи бьют тревогу в преддверии очередного сезона "потеряшек" – весной и летом дети чаще покидают семью: сказывается особенная нагрузка в школе в этот период и опасность самостоятельного времяпрепровождения на летних каникулах. А еще родителей винят в смещении ценностей "дети" и "деньги".

В Полевском две восьмилетние школьницы потерялись 18 апреля. Обе вышли погулять и не вернулись. Следователи выдвинули четыре версии их исчезновения, среди которых версия о том, что они сами не хотят возвращаться домой.

"При отработке версии о возможном совершении в отношении девочек преступления посторонним человеком оперативным путем проверены все лица, ранее судимые за преступления против половой неприкосновенности и состоящие на учете в ОМВД по Полевскому. Информации о причастности к совершению преступления проверенных лиц не получено", - сообщили в пресс-службе областного СУ СКР.



Посмотреть это видео в более высоком разрешении
 

 

Над поиском девочек работает оперативный штаб, в который включены сотрудники СК, представители полиции, МЧС и администрации города, а также волонтеры. Возбуждено уголовное дело по статье "Убийство".

"Дети больше сами себе предоставлены летом, больше гуляют на улице, меньше находятся с родителями. Есть опасения предполагать, что дети будут теряться чаще, чем в другое время года", - добавляют также следователи.

В свердловской полиции также отмечают эту тенденцию, напоминая об ответственности родителей. Силовики напоминают, что до сих пор остается безвестным исчезновение двух детей – мальчика в Ивделе и школьницы в Асбесте. Оба самовольно ушли из дома еще в 2011 году.

"Летом, как правило, "потеряшек" больше. Дети на каникулах и уходят из-под родительского контроля. Мы в подобных ситуациях бросаем все силы на поиск детей, но лучше всего предотвратить беду, и родителям следует уделять внимание своим детям", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД по Свердловской области.

Помимо свободы, которая с лихвой предоставляется школьникам в теплое время, психологи указывают и на другие острые моменты, из-за которых дети решают уйти из дома. И эти моменты связаны прежде всего с отношениями в семье.

Секретарь комиссии по семье, демографии и детству региональной Общественной палаты Светлана Шабас пояснила, о чем стоит знать и задумываться взрослым.

"Чем старше становится ребенок, тем меньше семья занимает в его жизни места, тем больше значат для него другие люди. Но и дошкольник может убежать – оттого, что его колотят или мама сказала "сломаешь игрушку – я тебя убью". У старшего подростка это может быть вопрос неразрешенной любви, снижения его свободы и так далее. Сегодня все специалисты констатируют – ребенок занимает очень малое место у его родителей. Ориентация на успешность, на деньги, материальные ценности приводит к тому, что ребенок не понимает, для чего он здесь", - отмечает специалист.

"Безумная ориентация на успех – люди перестают видеть ребенка самого по себе. Яблоня от яблони недалеко падает, но многие говорят – нет, я "яблоня", но из ребенка хочу получить "тополь". Огромная нагрузка ложится на детей, не адекватная возрасту, - из-за того, что родители хотят, чтобы ребенок был лучше, чем они сами. Ребенок понимает, что не может стать отличником, первым бизнесменом, сдать ЕГЭ хорошо, и в результате часто дети выходят из семейных отношений из-за непомерных требований, которые связаны с нереализованностью самих родителей", - рассказала Светлана Шабас.

Она советует начинать интересоваться жизнью ребенка, пока он еще маленький. По ее словам, зачастую родители не знают, как зовут воспитательницу в детском саду, не ходят на утренники, интересуют только оценки, а не то, с кем дружит сын или дочь.
"Ребенок перестают делиться со взрослым, а в результате уходит. Мы занимаем первое место по детскому суициду, а самоубийство – это тоже уход от ситуации, такой же, как побег", - добавила психолог.

Что касается опасности теплого времени года, Светлана Шабас отметила, что межсезонье – это всегда нестабильная ситуация, чревато взрывом эмоций.

"Родителю нужно знать, что весна и лето – это экзамены в школах. Он полгода внимания на ребенка не обращал, тут выяснилось, что у него ЕГЭ, начинает впервые открывать дневник и выясняется, что все плохо. Не надо концентрировать внимание в этот период на детей. Нужно профилактировать – разговаривать: знать, кто друзья, какие намерения, спрашивать, не какие оценки он получил в школе, а что чувствовал, думал, с кем общался", – посоветовала специалист.

Алгоритм поведения родителей составили и в областной полиции. Например, силовики просят, по возвращении взрослых домой уделять ребенку время, поинтересоваться его планами на следующий день, выяснить возникшие проблемы и вместе обсудить пути их решения.

"Познакомьтесь с друзьями, одноклассниками подростка, интересуйтесь, где они проводят свободное время, поддерживайте контакт с родителями друзей, обменяйтесь телефонами. Попросите у вашего ребенка список телефонов его друзей, объясните это необходимостью связаться с ними на случай отключения (неисправности) сотового телефона вашего ребенка", - советуют в полиции.

В том случае, если ЧП все же случилось и ребенок исчез, необходимо сразу же обратиться в органы внутренних дел, но и предпринять свои действия:
• Уточнить последнее местонахождения несовершеннолетнего.
• Выяснить у друзей, знакомых, когда последний раз видели несовершеннолетнего, при каких обстоятельствах;
• Ознакомиться с записными книжками, дневниками, другими записями несовершеннолетнего для уточнения его связей, выяснения намерений подростка. Имеющуюся информацию предоставить сотрудникам полиции.
• При наличии сотового телефона у несовершеннолетнего запросить детализацию звонков подростка в офисе компании сотовой связи, обзвонить абонентов входящих и исходящих вызовов за текущий день.
• Обратится в справочную службу "скорой помощи" для получения возможных сведений о несовершеннолетнем.
• Исходя из психологических особенностей и индивидуальных склонностей несовершеннолетнего, проверить места его возможного нахождения.
• Проинформировать родственников, знакомых о факте ухода несовершеннолетнего, поинтересоваться, когда и при каких обстоятельствах они видели подростка, попросить оказать посильную помощь в его розыске.
• В летний период времени обойти берега ближайших водоемов.
• При установлении местонахождения ребенка, в том числе совершающих самовольные уходы неоднократно, выяснить, что послужило причиной его ухода, где он находился, с кем общался.

Лилия Нагаева