Новости
"Суперджет" был эталонным проектом российской "модернизации", - Делягин
Политика | Центральный ФО | В России

Сказочное везение Путина кончилось. То, что в ходе демонстрационного полета, да еще и в День Победы самолет влетел в практически вертикальный склон горы, вызывает ощущение кем-то организованной диверсии, так прокомментировал директор Института проблем глобализации (ИПГ) Михаил Делягин новость о крушении SuperJet’а в Индонезии, передает корреспондент Накануне.RU. 

"Прежде всего, несмотря на то, что более чем наполовину самолет является "импортным", SuperJet был витриной, "эталонным проектом" путинско-медведевской "модернизации". Поэтому денег на него не жалели и, насколько можно судить, не считали (так что можно лишь гадать, какая часть потраченных на него 7 млрд.долл. была украдена – и на каком уровне). Поэтому эффективностью и современностью проекта практически не занимались (насколько можно судить, проект морально устарел еще на стадии проектирования). Поэтому никакая критика не воспринималась в принципе, а реакция на вопросы напоминала реакцию на враждебные нападения", - отметил Делягин.

"Между тем недоработки проекта производили глубокое впечатление. Сертификация "флагмана путинизма" чудовищным образом задержалась и была завершена лишь в феврале этого года, - насколько можно понять, в том числе и потому, что он оказался на три тонны тяжелее, чем предусматривалось проектом. Это не просто резко ухудшило его экономичность, но и создало конструкционные проблемы, так как подобная нагрузка на шасси не была предусмотрена, и изменения пришлось вносить в авральном порядке. Связанные с его созданием специалисты (правда, юридических доказательств их мнения по понятным причинам нет) объясняют перевес тем, что клеммы отечественных проводов оказались не соответствующими разъемам иностранной аппаратуры, - и вместо закупки или налаживания производства проводов с нужными клеммами на самолеты стали ставить специальные переходники... С уровнем конструкторской культуры в том случае, если эта версия соответствует истине, думаю, все понятно, - как и с качеством государственного контроля за важнейшим (и в технологическом, и в пропагандистском плане) государственным проектом", - сказал эксперт.

"Однако обвинять в трудностях проекта компанию "Сухой" нельзя. Винить ее не в чем, кроме как в суперуспешном лоббизме.
В самом деле: все мы помним историю с "истребителем пятого поколения", прототип которого летал – и это было показано даже официальным телевидением - еще более 10 лет назад. Да, наверное, он имел большие недостатки. Да, возможно, на нем стояли двигатели с МИГ-29, обрекавшие его быть "самолетом завоевания господства в воздухе над местом взлета". Однако до сих пор остается загадкой, почему после успешной демонстрации прототипа работы над ним на МИГе были свернуты, а проект был передан корпорации "Сухой" - великолепной и крайне эффективной компании, которая, однако, подобной работой ранее не занималась и была вынуждена начать, насколько можно понять, с чистого листа. В результате более чем через десятилетие мы имеем невнятное бормотание начальства и громоподобные рекламные заявления пропагандистов, - но самолета пятого поколения как не было, так и нет. И вина в этом не конструкторов МИГа или Сухого, а тех безвестных "эффективных менеджеров", которые по непонятным для общества причинам отобрали высокоприбыльный заказ у фирмы, существенно продвинувшейся в его исполнении, и передали его другой – начать практически с нуля", - полагает Делягин.

"Руководство "Сухого" винить нельзя: в условиях, когда авиапром не просто поставлен на грань выживания, а методично уничтожается всей политикой государства, захват любых крупных заказов любой ценой является единственным способом даже не развития, а выживания. Вина не на руководстве прославленной корпорации – вина на руководстве страны, которое на протяжении почти всей четверти века национального предательства последовательно проводит промышленную политику, объективно направленную на уничтожение промышленности и, в частности, авиационную промышленность, ведущую к уничтожению авиапрома", - заключил он.