Новости
Евроконец: до полного краха уже подсчитывают дни
Экономика | За рубежом

На фоне обострения европейского долгового кризиса, с которым пока не в состоянии совладать лидеры еврозоны, зарубежные и российские СМИ буквально пестрят мрачными предсказаниями, обещающими крах евро в самом ближайшем будущем. Причем, лавры самого смелого и самого апокалипсического пророчества, несомненно, можно отдать самому растиражированному заголовку: "До конца евро осталось меньше 100 дней…"

Логика евроскептиков довольно проста и убедительна. Растущая в течение нескольких месяцев доходность десятилетних государственных облигаций Италии в ноябре текущего года превысила 7%, что подрывает способность Рима платить по долгам. В случае с Грецией, Португалией и Ирландией, когда доходность их долговых облигаций превысила 7%-ную отметку, страны еврозоны вынуждены были скинуться, чтобы увеличить фонд помощи этим аутсайдерам, а по греческим долгам даже объявить 50% дефолт, который стыдливо был назван реструктуризацией.

Однако масштабы итальянской экономики (третьей по величине в еврозоне) делают невозможным для ее партнеров по ЕС оказать сколько-нибудь эффективную финансовую помощь Риму в погашении долга, Пишет Банкир.ru. При этом евроскептики ссылаются на мнение аналитиков швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse, опубликованное итальянской газетой La Repubblica, согласно которому уже после прохождения 6%-го уровня доходности гособлигаций до дефолта страны может оставаться порядка 100 дней. На основе чего и выносится смертный приговор евро, которому осталось жить не более 100 дней…

Несмотря на то, что эффект от усилий лидеров ЕС по спасению еврозоны пока не выше способности известной крыловской тройки «лебедя, рака, да щуки» к дальним грузоперевозкам, ставить крест на единой европейской валюте сегодня по меньшей мере рано. Хотя следует признать, что сейчас евро находится под большим давлением, однако катастрофического обвала этой приговоренной к смерти валюты пока что не предвидится.

Даже если представить самый худший сценарий развития событий, то и в этом случае светлое будущее евро не вызывает сомнений. Допустим, Германия и Франция попросят ряд стран-задолжников покинуть еврозону. Но даже в этом случае нетрудно прийти к выводу, что после этого шага евро как валюта, в конечном счете, только укрепится, поскольку после этой чистки платежеспособность еврозоны только повысится. Хотя, сама по себе реализация этой меры приведет к временному росту волатильности на валютных рынках.

Но ни Германия, ни Франция, ни другие более конкурентоспособные экономики на самом деле не заинтересованы в развале еврозоны, поскольку это позволяет им беспрепятственно наращивать свой экспорт в более отсталые еврозональные страны. Теперь предположим на минуту, что в Греции, Португалии и Ирландии появились свои драхмы, эскудо и ирландские фунты, снижая курс которых правительства этих стран смогут защитить свою экономику от экспансии более сильных соседей. В результате немецкий, французский и прочий экспорт в эти страны снизится. С другой стороны, большинство греков, португальцев и ирландцев вряд ли захотят возврата к своим прежним валютам, поскольку это чревато для них большими финансовыми потерями, во многом сходными с последствиями российского дефолта 1998 года.

Отсюда можно сделать вывод, что еврозона будет бороться за свое существование в нынешнем виде до последнего евроцента. Тем более для того чтобы выйти из кризиса странам еврозоны достаточно сделать всего лишь две вещи: во-первых, дать возможность ЕЦБ проводить политику количественного смягчения в таком же объеме, как это делает американское ФРС; во-вторых, начать выпускать единые облигации еврозоны.

К сожалению, благополучные страны еврозоны, получившие максимальную выгоду от объединения, пока не готовы пойти на реализацию этих мер, не желая платить по чужим долгам.