Очередное заседание суда, намеченное на 18 июля, для Евгения Никишина - уже дело привычное. Семь лет он, отец погибшего горняка СУБРа (с 2008 году входит в ОК "РУСАЛ", подконтрольную Олегу Дерипаске, ранее принадлежал СУАЛу Виктора Вексельберга), ищет справедливости.
4 июля 2005 года на шахте "Кальинская" в Североуральском районе погибли Василий Никишин и его коллега Дорощук Максим. На них обрушился полок с находившейся на нем горной массой. С двумя горняками работали начальник подземного участка № 3 Муравлев Николай и мастер Николай Щербаков. После этого трагического случая на протяжении семи лет отец одного из погибших, по сути, живет судами. Евгений Никишин считает, что в гибели его сына виновно именно предприятие.
Уголовное дело было возбуждено в мае 2007 года. "Дело расследовалось сложно, все упиралось в специальную экспертизу, которую сначала поручили Уральскому государственному горному университету. Поскольку в СУБРе работают в основном выпускники этого ВУЗа, поэтому и заключение было соответствующим – в гибели рабочих никто не виноват", - рассказал в беседе с Накануне.RU Евгений Никишин.
Однако инспекцией труда результаты были признаны недействительными, и в 2008 году было проведено повторное расследование с выводами о том, что полок применялся не в тех горно-геологических условиях, для которых рассчитан, без документов, регламентирующих безопасность ведения работ как при монтаже, так и при эксплуатации данного сооружения. И самое главное, установлено, что полок рассчитан только для нахождения на нем рабочих и необходимого инструмента. "Но на момент несчастного случая на полке находились десятки тонн горной массы. Муравлев и Щербаков видели эти грубейшие нарушения эксплуатации полока, тем не менее, не остановили работы до приведения рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда. Все эти нарушения и повлекли гибель рабочих", - рассказал отец погибшего горняка.
Но служители Фемиды Североуральского суда решили, что ни начальник участка, ни горный мастер не виновны в произошедшем на их участке. Такой вердикт, вынесенный 1 августа прошлого года, отец погибшего 24-летнего парня считает несправедливым. Он продолжил "стучать в различные двери": писал в правительство РФ и президенту. Однако там ему ответили, что не могут изменить решение суда. Тогда Никишин обратился в СУАЛ И РУСАЛ, чтобы узнать, какую помощь оказывают родителям погибшего. "Как оказалось, в РУСАЛе родителей не считают родственниками погибшего. Но вместе с тем, сделали выплату", - добавил он.
В независимом профсоюзе горняков СУБРа отмечают, что ещё никому из родственников погибших не удалось наказать виновных в гибели рабочих на шахтах. "Как правило, у нас люди погибают, и никто за это ответственности не несет. Это вообще единичный случай, когда так судятся на протяжении семи лет. Тем более, что производство уголовного дела неоднократно прекращалось. Сейчас категория тяжести этого преступления относится к легкому. Срок уголовных ответственностей начальника и мастера участка уже истек. Наши правоохранительные органы сделали все, чтобы они ушли от ответственности", - заявил Накануне.RU глава организации Валерий Золотарёв.
По его мнению, такая безнаказанность объясняется тем, что предприятие градообразующее и относится к РУСАЛу, который возглавляет "олигарх Дерипаска, и им поэтому все можно".
Вместе с тем, Евгений Никишин продолжил борьбу за свою правду и подал кассацию в областной суд для отмены приговора местного суда. На этот раза Фемида встала на его сторону – приговор был отменен и отправлен на повторное рассмотрение. Новый процесс уже идёт.
"Когда процесс начался, то люди перестали гибнуть, значит, предприятие может работать нормально. А до этого ежегодно хоронили. В своё время мы (с супругой) приходили в юридический отдел СУБРа, нам ответили, что мы каждый месяц хороним людей и знаем, что делать. РУСАЛ в Североуральске называют не иначе как "конвейер смерти"", - добавил Никишин.
Следующее заседание суда состоится 18 июля. Отец заваленного рудой парня говорит, что судиться с СУБРом очень тяжело, делая акцент, что "это градообразующее предприятие". "Я хочу лишь справедливости. Чтобы предприятие работало в нормальном режиме, чтобы другие дети и отцы возвращались домой", - сказал Евгений Никишин.
На самом предприятии не комментируют судебные тяжбы. "Такова политика РУСАЛа", - сказал руководитель пресс-службы холдинга Роман Лукичёв. Более подробное видение компании о несчастном случае в частности и условиях охраны труда в шахтах целом представитель компании пообещал озвучить к понедельнику.