Новости
За взятки — сажать! Минюст правит антикоррупционное законодательство
Политика | В России

Всем коррупционным правонарушениям должно грозить уголовное преследование. С таким законопроектом выступило Министерство юстиции, ссылаясь на то, что сегодня за взятки, откаты и лоббирование коммерче­ских интересов можно отделаться административной ответственностью.

Минюст подготовил поправки к закону «О противодействии коррупции», пишет РБК daily. Такие принципы борьбы с мздоимством и подкупом, как «публичность» и «неотвратимость ответственности», прописанные в законе, предложено дополнить еще одним — «преимущественное отнесение коррупционных правонарушений к уголовно наказуемым деяниям».

«В настоящее время некоторые статьи Уголовного и Административного кодексов пересекаются, и у коррупционеров есть возможность получить более мягкое административное наказание, — пояснил РБК daily источник в Минюсте. — В период, когда в стране ведется широкомасштабная борьба с коррупцией, такая законодательная лазейка неуместна, поэтому мы и предлагаем ее устранить».

«Насколько я знаю, данная инициа­тива стала следствием недовольства Кремля результатами антикоррупционной кампании, — рассказал РБК daily источник в Генпрокуратуре. — Чтобы подправить уголовную статистику, и было решено перевести все проступки коррупционного характера в уголовную плоскость».

Характерный пример: статья 19.28 КоАП предусматривает наказание за передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должно­стному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества. За склонение чиновника или руководителя компании к каким-либо выгодным для взяточника действиям действует административный штраф не менее 1 млн руб. (или троекратный размер взятки) и конфискация для юрлиц. Одновременно в УК РФ есть статья 204 «Коммерческий подкуп», предусматривающая практически за те же деяния до трех лет лишения свободы. Суд каждый раз решает, по какому пути идти.

«Я поддерживаю обеими руками чиновников, ведь они предлагают криминализировать все действия коррупционного характера, — указал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Например, конфликт интересов, лоббирование — за этими действиями сегодня вроде как не просматривается материальная выгода чиновника, а соответственно, не имеется и состава преступления». Юристы считают, что Минюст может расширить само понятие коррупции. По словам парт­нера юркомпании «Налоговик» Дмитрия Липатова, эта составляющая есть и в таких статьях КоАП, как «ограничение конкуренции органами власти», «нарушение законодательства о рекламе», «самоуправство», «непредоставление сведений».

Сегодня наказание для чиновников почти всегда ограничивается «административкой», исключение — дела, где доказана прямая материальная выгода подозреваемого.