Вице-президент РСПП Игорь Юргенс, а также правозащитники Валентин Гефтер и Борис Пустынцев покидают президентский Совет по правам человека (СПЧ) из-за несогласия с новыми правилами его формирования. Как заявил накануне вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, меняются правила отбора членов совета и он "не хочет участвовать в таком квазидемократическом отборе". Борис Пустынцев в своем заявлении о выходе из совета назвал демагогией разговоры о "более открытом методе формирования состава совета". По его мнению, совет будет состоять в основном из представителей организаций, работающих на интересы власти. Валентин Гефтер, в свою очередь, считает, что внедрение нового механизма формирования совета — "доказательство, что с такими администраторами на службе президента работать не получится". После ухода еще трех членов СПЧ в совете уже 17 вакантных мест из 40. Как отмечал глава совета, поставивший своей главной целью "десталинизацию всея Руси", Михаил Федотов, он сложит полномочия, если в СПЧ останется меньше 20 человек, уточняет "Коммерсантъ".
Напомним, в соответствии с новым порядком формирования СПЧ, предложенным Кремлем, выдвинуть кандидата в совет (по три кандидатуры на место) сможет любая общественная некоммерческая организация, после чего на сайте совета пройдет голосование, а его лидеры будут представлены на рассмотрение президента.
По этой причине о выходе из совета заявила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, однако вчера она сказала, что готова вернуться в СПЧ, если увидит, что "новые люди, которые приходят в совет, будут работоспособными членами" - хотя зачем ей работоспособные члены в таком преклонном возрасте, непонятно.
Накануне вновь прошло очередное, из ряда непрекращающихся, заседалово членов совета и представителей управления внутренней политики президента (УВП). Как рассказал "Ъ" член СПЧ Даниил Дондурей, в АП были "очень удивлены" массовым исходом членов СПЧ и подчеркнули, что "никто не хотел никак поколебать состав совета". Теперь, по его словам, будет идти "поиск какого-то механизма, который предоставит интернет-сообществу возможность кого-то предложить и позволит Федотову на последнем уровне как-то пообсуждать этих персонажей". К уходу коллег господин Дондурей относится скептически, поскольку "никто еще не назначен и, по сути, ничего не произошло". Еще один член совета — Кирилл Кабанов не исключил, что после корректировки этого механизма некоторые правозащитники могут вернуться в совет.
Позиция Кремля остается прежней: процедура обсуждения кандидатур в совет должна измениться по предложенному алгоритму. При этом в АП отметили, что правозащитники "немного успокоились", когда выслушали аргументы и получили заверения, что глава совета сможет донести до президента свое личное видение каждой из кандидатур, которая попадет в шорт-лист. В течение этой недели будут выработаны критерии отказа в выдвижении кандидатов, к примеру неснятая судимость, недееспособность. Совет планируется сформировать к сентябрю, а уже затем новая процедура будет внесена в положение об СПЧ. "Поймите, если бы мы хотели сформировать послушный совет, Федотов не был бы переназначен советником президента и не возглавил бы вновь совет. Общественные консультации — это пожелание президента, и именно его мнение по поводу состава будет решающим. Все-таки это совет при президенте",— отметил собеседник "Ъ" в Кремле.
Между тем бывший член СПЧ Георгий Джибладзе заявил "Ъ", что "если ситуация в ближайшие дни не изменится", то совет могут покинуть еще несколько человек — их число, по его подсчетам, "легко" может превысить остаток, необходимый для сохранения кворума. Валентин Гефтер также не исключает, что из совета могут выйти еще несколько человек.