Конституционный суд РФ постановил, что запрет на выезд за границу лиц, имеющих доступ к государственной тайне, соответствует Конституции.
При этом суд решил, что к решению вопроса о заграничных поездках таких россиян нельзя подходить формально, а необходимо выяснять все обстоятельства конкретного случая.
Основанием для рассмотрения дела стала жалоба Александра Ильченко, которому органы ФМС отказали в выдаче загранпаспорта в связи с тем, что мужчина с 2005 года проходил военную службу в Главном оперативном штабе ВС РФ, где имел доступ к информации, отнесенной к государственной тайне.
С мая 2009 года по настоящее время Ильченко также находится в распоряжении начальника этого управления и не может быть уволен по организационно-штатным мероприятиям, поскольку не обеспечен жильем. По мнению заявителя, нормы федеральных законов, ограничивающие его выезд, нарушают конституционное право на свободное перемещение, а также возможность обращаться в международные органы по защите прав и свобод.
В рамках рассмотрения жалобы Конституционный суд проверил конституционность подп.1 ст.15 закона "О порядке выезда и въезда в РФ", устанавливающего временное ограничение права на выезд из РФ для граждан, имеющих доступ к государственной тайне, ст.26 закона "О государственной тайне", ограничивающей права должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, п.3 ч.2 ст.33 Гражданского кодекса РФ (передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд, если оно было принято к производству с нарушением правил подсудности) и ч.2 ст.254 ГК РФ (подача заявления согласно подсудности).
В результате КС постановил, что решение о временном ограничении права гражданина на выезд из страны "требует выяснения характера и степени секретности информации, к которой заявитель имел доступ во время его работы; сохранения ее секретности в момент, когда гражданин запрашивает возможность выезда за пределы страны; целей выезда гражданина и других обстоятельств, позволяющих сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения".
Таким образом, оспариваемые нормы закона, по решению суда, не противоречат Конституции РФ, сообщает РБК. Суд также не закрепил за заявителем право пересмотра состоявшихся в отношении него судебных решений, но отметил возможность защитить свои права в иных процедурах - обжаловать отказ уполномоченного органа в межведомственной комиссии или суде.
Добавим, что после заседания заявитель Ильченко сообщил, что ранее он уже обратился в Европейский суд по правам человека для решения своего вопроса.