Кризис в Соединенных Штатах вступил в качественно новую стадию – о банкротстве объявляют уже не компании, а целые города, пишет "Эксперт".
Самым большим американским городом, объявившим о банкротстве, т.е. прибегнувшим к защите 9 статьи закона о банкротствах, в которой говорится о банкротстве муниципалитетов, вот уже две недели считается калифорнийский Стоктон, порт с населением почти 300 тыс. человек на реке Хоакин, расположенный в 144 км к востоку от Сан-Франциско.
Предыстория: иллюзия светлого будущего
Городом Стоктон стал во время золотой лихорадки в середине 19 века. За полтора века, миновавшие с тех пор, он, конечно, видел и взлеты, и падения, но то, что происходит сейчас, превосходит по своим масштабам все прошлые катаклизмы.
Как мог "нормальный" город, к тому же расположенный на реке, дойти до такой жизни? Пожалуй, все, по крайней мере, формально началось полтора десятилетия назад, когда мэрия согласилась дать с 1 января 1996 года пожарным, вышедшим на пенсию, полное медицинское обслуживание. Тогда, в середине девяностых, это представлялось умным решением, потому что было значительно дешевле требуемого профсоюзами повышения зарплат. Наверное, по той же причине городские власти выполняли такие же требования и представителей других профессий.
Боб Дейс, менеджер мэрии, подписавший в последних числах июня заявление о банкротстве, считает решение предоставлять пенсионерам полное медицинское обслуживание схемой Понци, потому что за 15 лет оно принесло городу долгов по разным оценкам на 500 млн. – 1 млрд. долларов. Точную сумму долгов Стоктона еще предстоит определить.
Хотя, конечно, обвинять в банкротстве одних пенсионеров было бы неправильно. Виноваты все стоктонцы, жившие около 10 лет не по средствам, и конечно же, городские власти, ослепленные царившим в начале нулевых во всей Америке бумом.
На рубеже веков жизнь казалась прекрасной и удивительной, без единого облачка на небе. Американский фондовый рынок процветал, пенсионные фонды богатели. Начинался стремительный рост стоимости жилья, который принес тихому, типично сельскохозяйственному американскому городу большие деньги от налогов на недвижимость. Если в 2000 году средняя цена дома в Стоктоне составляла 110 тыс. долларов, то в 2006 она уже вплотную приблизилась к 400!
Вместе с бумом на рынке недвижимости росли и доходы города. В 2007 году они выросли до 186,4 млн. долларов со 139,1 млн. в 2001 г.
Вместе с ростом доходов росла и уверенность в себе и собственных силах стоктонцев. Кроме роста пенсий, зарплат и социальных выплат, отцы города, конечно, с ведома и согласия избирателей, потому что по другому в Америке не бывает, для улучшения имиджа Стоктона и с целью превращения его в город-спутник Сан-Франциско начали осуществлять крупные проекты. Строительство спортивно-концертного комплекса обошлось в 47 млн. долларов, под которые город в 2004 году выпустил заем. Ремонт набережной и устройство красивой марины стоили городскому бюджету еще более 100 миллионов. И это только самые крупные проекты, чтобы сделать Стоктон привлекательнее для приезжих. А ведь были еще парки, стадионы, кинотеатры, гостиницы и т.д.
Горькая расплата
Чем закончилось превращение Стоктона в Нью Сан-Франциско, догадаться нетрудно. Отрезвление оказалось быстрым и жестоким. Когда в 2008-9 годах рухнул рынок недвижимости, Стоктон оказался, что называется, у разбитого корыта. Львиную долю доходов город получал с недвижимости, между тем цены на нее быстро вернулись к ценам десятилетней давности. В 2009 году средняя цена дома в Стоктоне упала до 110 тыс. долларов, т.е. вернулась к той, что была в начале десятилетия.
По пути к банкротству Стоктон, входящий в десятку американских городов, которые больше всего пострадали от кризиса на рынке недвижимости, заслужил еще и малопочетное звание «Самый несчастный город Америки». Сами стоктонцы этому нисколько не удивляются. Да и чему удивляться, если безработица в городе превысила 15%, т.е. почти вдвое выше средней по стране (8,2% в июне).
В мае владельцы каждого двухсотого дома не смогли оплатить закладные и лишились жилья. Уже давно никого не удивляют вывески "Не работает" на зданиях фирм и контор и заколоченные досками окна и амбарные замки на дверях даже на главной городской улице – Мэйн стрит. Мэрия недавно должна была переехать в новое здание, но поскольку денег у города нет, здание забрал банк.
Мэр Энн Джонстон, однако, особенно не переживает, потому что в новый финансовый год, начавшийся 1 июля, город вошел с 1420 сотрудниками, что на 40% меньше, чем было три года назад.
Сокращения коснулись всех: полицию на четверть (317 человек вместо 441 в 2008 году), на треть – пожарных и т.д.
Особенно оказались заметны сокращения численности стражей порядка, которым еще и на 30% урезали оклады. Причем, больше всех пострадали ветераны, прослужившие больше всех лет.
В прямой пропорции с сокращением численности работников управления полиции росла в Стоктоне преступность, которая принесла городу еще одно малопочетное звание - "столицы Америки по убийствам".
Малочисленность стражей порядка полицейских – это еще полбеды. Город не может себе позволить… судить слишком много преступников. Многих арестованных нарушителей в целях экономии приходится досрочно выпускать на свободу.
Не удивительно, что разговоры о безопасности сейчас не уступают среди горожан по популярности разговорам о бедственном экономическом положении.
Прямым следствием многочисленных бед стоктонцев является очень высокий уровень самоубийств. В прошлом году был установлен рекорд – 58. В этом по состоянию на 20 июня был зафиксирован уже 31 случай добровольного ухода из жизни. Для сравнения, в прошлом рекордном году в это же время самоубийств было 17.
Несмотря на резкие снижения расходов, закрытие парков, библиотек, кинотеатров и многочисленные увольнения госслужащих финансовое положение Стоктона и не думает улучшаться. Дефицит городского бюджета вырос до 26 млн. долларов. Только на обслуживание долгов сейчас уходит 17,2 млн. долларов, хотя каких-то 6 лет назад эта сумма была в 6 раз меньше - 3 миллиона.
Банкротство, утверждает Энн Джонстон, это еще не конец, а напротив, способ избавиться от кредиторов и продолжить содержать самые необходимые городские службы: полицию и пожарных, чтобы город хоть как-то продолжал жить.
Но в том, что Стоктон – банкрот, еще нужно убедить суд. Удовольствие же это не из самых дешевых. Еще одному калифорнийскому городу-банкроту – Валеджо банкротство стоило 10 млн. долларов. У стоктонцев таких денег нет, поэтому они рассчитывают уложиться в сумму поменьше и отложили на судебные расходы и услуги адвокатов 3,5 миллиона.
Америка в миниатюре
Калифорния – удивительный штат. Самый блестящий, гламурный и богатый, он не зря называется "золотым". Но одновременно это и один из штатов с самыми высокими долгами. Под стать штату банкроту и калифорнийские города. Исследование финансового состояния примерно четверти калифорнийских городов (125 из 500) показало, что как минимум каждому десятому угрожает банкротство.
Достаточно сказать, что всего через несколько дней после объявления банкротства Стоктоном его примеру последовал калифорнийский горнолыжный курорт Маммос-Лейкс. Таких городов, как Стоктон, Маммос-Лейкс и Валеджо, в Калифорнии и всей Америке сотни, если не тысячи.