Российская авиация - и гражданская, и даже военная - при смерти, пугала в конце весны комиссия Общественной палаты по проблемам национальной безопасности. Спустя всего два месяца эксперты констатируют: ВВС и правда практически почили, осталось лишь гвозди в крышку гроба забить. В надежде спасти авиацию комиссия ОП обратилась с письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на проблемы, от состояния которых зависит безопасность страны.
Военные источники тем временем подлили масла в огонь, сообщив о печальной судьбе знаменитых пилотажных групп: их не просто не пустили в Фарнборо из-за чиновников. "Стрижи" и "Русские витязи" вскоре могут совсем перестать летать.
Глава комиссии ОП Александр Каньшин объяснил "Интерфаксу" необходимость обращаться напрямую к Путину: "Мы всегда гордились и сейчас гордимся нашими летчиками - героями, первыми космонавтами, представителями военной авиации. Наша отечественная авиация долгое время была одной из ведущих в мире уникальных школ теоретической и инженерно-конструкторской мысли в области авиастроения. К сожалению, в постсоветский период приоритеты в этой области резко изменились. Романтизм сменился расчетливым прагматизмом, национальная гордость - коммерческим расчетом, забота и внимание - эксплуатацией летного и технического персонала на пределе их физических возможностей".
По его словам, недавние слушания, проведенные в Общественной палате на эту тему, обнаружили наличие острых проблем в развитии военной и гражданской авиации. "Дискуссия убедительно показала, что качество и организация подготовки летного состава, а также условия их труда и быта не отвечают современным требованиям, значительно отстают от мировых стандартов. К сожалению, сейчас Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству летных происшествий и катастроф, основной причиной которых является человеческий фактор", - отметил Каньшин.
О проблемах в отечественной авиации - нехватке финансирования, уничтожения системы подготовки летчиков, отсутствии у пилотов достойных условий работы и жизни - говорится часто и давно. Из недавних знаковых сообщений на эту тему стоит отметить признание Генпрокуратурой того факта, что в большинстве случаев причиной авиакатастроф в России является так называемый человеческий фактор. То же мнение выражали и члены ОП, обсуждавшие данную тему после крушения Superjet в Индонезии, и подчеркивали: российская авиация убита без единого выстрела в мирное время. А по блогам тем временем разлетелось анонимное письмо группы летчиков с обвинениями в адрес Минтранса и саркастическим предупреждением: "Завтра мы начнем убивать вас, россияне".
"По мнению ведущих военных экспертов, перевод и слияние двух академий ВВС и Воронежского высшего авиационного университета не способствует повышению качества подготовки командных и инженерных кадров. В последнее время из многих регионов страны убирают военную авиацию, включая Арктику. Этими действиями Минобороны вбивает, как считают авиаторы, "последний гвоздь в крышку гроба ВВС", - отметил Каньшин в разговоре с "Интерфаксом".
По словам главы комиссии ОП, подготовка пилотов гражданской авиации также организована с серьезными недостатками: реальный налет курсантов не соответствует международным требованиям, достигает только 60-100 часов, учебный самолетный парк давно физически и морально устарел. При этом существуют завышенные нормы налета (до 90 часов в месяц для пилотов гражданской авиации), плохие условия для отдыха экипажа, несогласованность действий авиакомпаний и наземных служб, слабо организованный их профессиональный отбор, недостатки в системе повышения квалификации - вот далеко не полный перечень болезненных проблем, копившихся долгие годы. "Проблемы эти решаются медленно из-за противоречий между государственными структурами и частными компаниями, невозможности профсоюзов активно влиять на менеджмент в защите прав авиаторов", - подчеркнул Каньшин.
По мнению авторов письма президенту, для возрождения гражданской авиации необходимо срочное "приведение Воздушного кодекса РФ, других законодательных и иных нормативно-правовых актов в соответствие с мировыми стандартами, реальным состоянием и перспективами развития отечественной гражданской авиации", отмечает пресс-служба Общественной палаты.
Важно обеспечить "достаточное финансирование и своевременный пересмотр мероприятий принятых Государственных программ обеспечения безопасности полетов, отвечающих стандартам Международной организации гражданской авиации и завершить внедрение в жизнь Государственной программы по обеспечению безопасности полетов, включая разработку соответствующей Федеральной целевой программы", утвержденной еще в 2009 году, говорится в письме президенту.
Эксперты также считают, что необходимо улучшить финансовое и материально-техническое обеспечение, значительно увеличить заработную плату пилотам-инструкторам, преподавателям и инженерно-техническому составу авиационных училищ и учебных центров. Особое внимание нужно уделить профсоюзам, общественным советам, ветеранским и общественным объединениям, которые должны усилить роль в регулировании трудовых отношений и защите прав летного состава, отмечают в ОП.
А что касается военной авиации, приоритетом, говорится в письме, должно стать "воссоздание на базе Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина военного научного центра ВВС с сохранением основных научных школ и прикладных научных исследований".
Столь нерадостные выводы экспертов звучат в год 100-летия Военно-воздушных сил России, которое руководство страны намерено отметить с размахом. На мероприятия выделили, по некоторым данным, порядка одного миллиарда рублей. Во время праздничных церемоний будут выступать прославленные "Стрижи" и "Русские витязи". Для которых эти выступления могут стать последними.
Слухи о том, что аэродром базирования знаменитых пилотажных групп продан, а пилоты переводятся из Кубинки в Липецк, куда сами летчики переезжать не планируют, ходят уже давно. В Минобороны их регулярно опровергают, но знакомые с ситуацией источники не унимаются: военных из кубинки скоро могут выгнать.
"После того, как недавно Центр показа авиационной техники в Кубинке был подчинен Липецкому авиацентру, отношение к "Витязям" и "Стрижам" кардинально изменилось. Из названия ЦПАТ исчезло не только имя Кожедуба и гвардейский знак (такое произошло по всем ВВС, где теперь лишь базы 1-го и 2-го разрядов) - выхолощено и само понятие "центр показа". Из Липецка пилотажникам теперь усиленно навязывают свои планы… Пилотажная группа у нас уже имеется - это наши липецкие асы "Соколы России". А вы, ребятки, давайте-ка, как все, займитесь плановой боевой подготовкой", - рассказал "Московскому комсомольцу" один из офицеров в Кубинке.
Половина аэродрома, по словам источников издания, уже продана. "Раньше там находились служебные помещения, самолетные ангары, - признался газете другой офицер. - Теперь по требованию новых владельцев их освободили, и все самолеты, в том числе те, на которых летают "Стрижи" и "Витязи", уже год стоят не в ангарах, как положено, а в чистом поле, на бетонной стоянке: зимой под снегом, осенью - когда дождь и обледенение, летом - под палящим солнцем... А самолеты не новые. "Витязи" на своих летают с 1991 года. Другие машины - их там порядка 30 - вообще сплошной металлолом… Пока они стояли в технической зоне, их никто не видел, а теперь - спасибо коммерсантам - любому проезжающему прямо с дороги открывается вся "сила и мощь" российской авиации".
По словам офицеров, окончательных прав на Кубинку коммерсанты еще не заявляли, взлетная полоса пока числится в совместном пользовании. Одну военную станцию посадки уже заменили на более современную. И когда коммерсанты окончательно аппаратуру под себя переделают, с военными разговор у них будет короткий: платишь - пользуйся, не заплатил - мы все выключили и ушли, говорят офицеры.
Они прокомментировали и скандальную историю об авиасалоне "Фарнборо-2012", на который не попали "Русские витязи". Напомним, в Великобританию должны были отправиться только два Су-27, а не вся группа.
"В Минобороны топлива пожалели, - пояснил собеседник "МК". - Но двое - это уже группа. Она требует целой свиты сопровождающих во главе с кем-то из начальства. Но на сей раз у кого-то из начальников то ли что-то с визой не вышло, то ли в родном ведомстве тормознули. И получилось: раз я не лечу, значит, и вы не полетите".
О престиже страны, по мнению военных, военное руководство не думает: "О нем давно у нас не вспоминают. В том же Фарнборо даже наш начальник Генштаба генерал Макаров, говорят, был замечен исключительно у стендов иностранных производителей - своих столь повышенным вниманием он не удостоил".