Новости
Россия стремительно теряет интерес к украинской газотранспортной системе
Экономика | В России | В бывшем СССР

Недавняя встреча Владимира Путина с итальянским премьером Марио Монти, на которой, кроме всего прочего, прозвучали слова и о грядущем строительстве "Южного потока", поставила в очередной раз на повестку дня вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы, пишет КМ.RU.

Газотранспортная система для Украины – это почти то же, что "убитый" жигуленок для гостя столицы, на котором он колесит до износу по московским улицам, зарабатывая деньги для большой семьи, оставшейся в предместьях Ташкента. Фактически это один из немногих козырей (если вообще не единственный), с помощью которого Киев может позволить себе более-менее уверенный диалог с Москвой. Да, есть еще Черноморский флот, но его судьба волнует российскую элиту куда меньше, чем газовый транзит в Европу, обеспечивающий фантастический навар.

Покуда "Южный поток" лишь в проекте (его строительство начнется предположительно в конце текущего года), а запущенный недавно "Северный поток" слишком слаб, роль украинского транзита (в т. ч. в сравнении с белорусским) пока что трудно переоценить. Но вот продолжаться такой праздник для Киева, как предрекают ряд экспертов по энергетике, будет недолго: Россия заметно охладела к украинской ГТС и, судя по всему, поставила крест на развитии данного направления. Шутка ли: на носу – куда более совершенная альтернативная транзитная сеть. Председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер даже изволил отшутиться еще в январе сего года в ответ на вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы. Ее судьба, как заметил глава газового холдинга, "полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место – в музее".

Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов позже пояснил остроумную сентенцию шефа: "После реализации всех запланированных "Газпромом" газотранспортных проектов – "Южный поток" с максимальной производительностью, 2Северный поток" с дополнительными новыми "нитками", – учитывая уже имеющиеся в собственности компании транспортные мощности в Белоруссии и в Черном море, транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю". Что, как говорится, и требовалось доказать.

Украинская сторона, впрочем, не спешит паниковать и возмущаться. Киев пока что склонен относиться к подобным заявлениям Москвы как к недоразумению. Вот и украинский премьер дерзнул усомниться в том, что Россия сдюжит без их транзита: "На самом деле никакой особой альтернативы нашей ГТС ни "Северный", ни «Южный» потоки не представляют. Даже построив "потоки", Россия все равно не сможет избавиться от зависимости от транзита через Украину, поскольку морские маршруты не будут иметь преимуществ хранения газа в подземных хранилищах", – пояснил украинский премьер и напомнил, что во время аномальных морозов зимой Россия была вынуждена воспользоваться подземными газовыми хранилищами Украины, дабы восполнить дефицит.