Российский союз ректоров внес более тысячи замечаний и предложений при обсуждении нового проекта закона "Об образовании". Как сообщили Накануне.RU в РСР, большая часть комментариев была учтена.
Союз ректоров акцентировал внимание на четырех принципиальных дополнениях. Они, по мнению РСР, будут стимулировать развитие образовательных процессов. Так, ректоры предлагают отказаться от чрезмерной "зарегулированности" проекта, запрещающего все, что нормативно не разрешено. Также "следует законодательно обеспечить участие общества и работодателей в образовательных процессах".
"Следует отказаться от доминирования института контрольных цифр приема как фактора определения государственного задания, поскольку он препятствует саморазвитию системы образования. Многофакторный подход к определению госзадания и контроля на основании целевых индикаторов программ развития образовательных учреждений, в т.ч. позволит определять специальный статус вузов на основе оценки эффективности их развития и сформирует добросовестную конкурентную среду в образовании", - отметили в РСР.
Кроме того, профессиональное сообщество рекомендует расширить нормы о профессиональном воспитании.
Генеральный секретарь РСР Ольга Каширина полагает, что в новом законе об образовании необходимо закрепить нормы, повышающие эффективность государственного планирования подготовки кадров и включения вузов в развитие отраслей и территорий.
"Для этого следует обеспечить последовательный переход от однофакторной модели на базе контрольных цифр приема в пользу многофактороной модели управления с опорой на целевые индикаторы программ развития вузов, закрепив при этом в законе минимальную долю мест для бесплатного обучения в каждом вузе", - считает эксперт.
По мнению Кашириной, это расширит для населения возможности выбора направлений подготовки и позволит определять специальный статус вуза (национальный, федеральный, национально-исследовательский) на основе эффективности реализации программы развития.
"Закон должен закреплять новые формы управления, расширив свободу вузов в выборе инструментов реализации зафиксированного в программе развития государственного задания. В итоге, за счет развития добросовестной конкуренции вузовская система обретет новые стимулы к саморазвитию", - пояснила Ольга Каширина.