Судя по всему, первые негативные последствия от присоединения России к ВТО стали проявляться гораздо раньше, чем ожидали даже самые пессимистично настроенные эксперты, пишет на страницах ресурса "ВТО-информ" экономист Владислав Жуковский. И приводит в подтверждение этому целый ряд статистических выкладок.
Так, за период с 2010 по май 2012 года цены на нефть смеси Brent выросли более чем на 40%, поднявшись тем самым на самый высокий среднегодовой уровень за всю историю статистических наблюдений. Тем не менее, это не помогло российской экономике и промышленности, задыхающимся от произвола монополий, коррупционных поборов, безудержно дорожающих ГСМ и хронической нехватки доступных кредитных ресурсов. Несмотря на скачок цен на нефть за последние 2,5 года, темпы роста экономики стагнировали на отметке в 4,3%, а темпы роста промпроизводства обвалились с 8,2% в 2010-ом до 4,7% в 2011-ом и менее 1,3% и 1,9% в апреле и мае текущего года соответственно.
Наиболее явно первые последствия присоединения России к ВТО проявляются в промышленном секторе. Если еще по итогам 2010 года темпы роста промпроизводства составляли 8,2%, то уже по итогам 2011-го они сжались до 4,7%, а в апреле и мае текущего года прирост в промышленности едва дотянул соответственно до 1,3% и 1,9%. Это минимальные темпы роста выпуска продукции с начала кризиса 2009 года.
При этом темпы роста в обрабатывающей промышленности замедлились с 11,8% в 2010-ом до 6,5% в 2011-ом и менее чем 3,6% и 3,4% в апреле и июне текущего года соответственно. Если торможение роста в 2011 году еще можно было хотя бы частично объяснить эффектом высокой базы 2010-го, когда российская экономика стала выходить из обвала, то усиливающийся спад первой половины 2012-го иначе как исчерпанием паразитической модели "экономики трубы" и сворачиванием производства отечественными товаропроизводителями на фоне усиливающегося наплыва импортной продукции объяснить не получается.
Крайне сложная ситуация складывается при этом в системе естественных монополий, спрос на продукцию которых (электроэнергия, газ, вода и т.д.) традиционно рассматривается в качестве опережающего индикатора экономической активности. Согласно официальным данным Росстата, темпы роста производства газа, электроэнергии и воды сжались с 4,1% в 2010-ом до 0,1% по итогам 2011-го и едва заметных 0,8% во 2-ом квартале текущего года. Российским сырьевым монополиям, паразитирующим на распродаже невосполнимых природных ресурсов и захлебывающимся от притока нефтедолларов, не помогают даже высокие цены на сырьевые товары: если еще в 2010 году добывающие отрасли прибавляли 3,6%, то в 2011-ом прирост замедлился до 1,9%, а по итогам 2-го квартала текущего года не дотянул даже до 0,4%.
При всем этом темпы роста импорта на протяжении 2010-2011 гг. не опускались ниже 30-35% и лишь в 2012 году замедлились до 12-15%.
Тем самым, отмечает эксперт, подтверждаются худшие опасения относительно скатывания российской деиндустриализированной "экономики трубы" в рецессию. Мало того, что в марте-апреле текущего года Росстат и Минэкономразвития впервые с 2009 года отчитались (с исключением сезонного и календарного факторов) о помесячном спаде промпроизводства на 0,2-0,4%, так еще и очередной отчет МЭР зафиксировал снижение объемов выпуска продукции в промышленности на 0,2% в июне текущего года.
Весьма отчетливо реакция отечественных товаропроизводителей на втягивание России в ВТО проявилась в обвале капвложений. Если в 1-ом квартале текущего года благодаря эффекту низкой базы темпы роста инвестиций в основной капитал еще превышали 16,3% (после спада на 0,8% в январе-марте 2011-го), то уже во 2-ом квартале они сжались до 6,5%. И это при том, что по итогам прошлого года объем капвложений в обновление и расширение производственно-сбытовых мощностей по-прежнему оставался на 36,3% ниже отметки 1990 года и на 3,3% ниже докризисного уровня 2008 года.
Практически сразу же после подписания Россией в декабре 2011 года протокола о присоединении РФ целый ряд крупных российских и иностранных компаний заявили, что сворачивают деятельность на территории нашей страны с вытекающими отсюда урезанием капитальных вложений и сокращением рабочих мест. Так, один из крупнейших в мире производителей лифтов и лифтового оборудования компания Otis объявила, что закрывает свои производства в России, т.к. после присоединения к ВТО и многократного снижения импортных пошлин ей становится дешевле и выгоднее завозить оборудование из Китая, нежели производить его на территории России, где цены на услуги естественных монополий уже приблизились к европейскому уровню. Тот же «Автоваз» заявил недавно о том, что прекращает закупать листовой прокат у отечественных металлургов и переориентируется на закупку более дешевой стали из Индии, где издержки на оплату труда, тарифы естественных монополий, транспорт и коррупционные поборы в разы ниже, чем в России. А совладелец "Ростсельмаша" Константин Бабкин в конце мая был вынужден признать, что объем заказов на его заводах упал в 1,5-2 раза, т.к. сельхозпроизводители сворачивают инвестиционные программы из-за опасений неспособности выстоять в конкуренции с крупными транснациональными корпорациями и дешевым импортом из Китая. Уже к октябрю текущего года, по его прогнозам, крупнейший отечественный производитель сельхозтехники будет вынужден сократить штат сотрудников на 25-30%, уволив свыше 2000 тыс. человек.
Российские предприниматели, осознающие невозможность конкурировать на равных с транснациональными корпорациями и дешевым китайским импортом, выводят активы за рубеж. Только за период с 2008-го по июнь 2012 года совокупное чистое бегство капитала из России превысило $348,1 млрд, из которых $144,7 млрд составил незаконный вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности, а $44,4 млрд - зафиксированный Банком России вывоз криминальных активов по статье "чистые пропуски и ошибки" платежного баланса. Другими словами, за последние 4,5 года из России утекла сумма средств, превышающая размер федерального бюджета 2012 года, которой было бы вполне достаточно, чтобы удвоить норму накопления капитала.
При этом наивно думать, что из России бежит исключительно спекулятивный капитал, никоим образом не связанный с развитием отечественной экономики. Этот миф активно навязывают официальные СМИ и приближенные к власти «эксперты» с сомнительной репутацией, которые пытаются списать свои же провалы в социально-экономической политике на турбулентность мировых рынков и игры спекулянтов. Это не так. Согласно официальным данным Банка России, из $282,2 млрд, вывезенных в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны частным сектором (оставшиеся $65,9 млрд были вывезены государством, органами денежно-кредитного регулирования и криминалом), более $50,2 млрд (15% федерального бюджета и всех капитальных вложений в 2011 году) пришлось на чистый отток прямых инвестиций.
И это неудивительно – в страну идут либо инвестиции и капитальные вложения в развитие производств, либо готовая продукция. В условиях же современной России не имеет никакого смысла открывать либо содержать уже существующие производства. Туда, где высоки издержки производства, где разрушена инфраструктура, где экономика чрезмерно монополизирована, где тотальная коррупция, проще завозить готовые товары из соседних стран с более низкими производственными издержками – Китая, Индии, Вьетнама и т.д.
В связи со всем этим, резюмирует эксперт, совершенно непонятно, каким образом российские власти собираются удерживать на плаву деиндустриализированную "экономику трубы" - тем более в условиях скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и сдувания пузырей на финансовых рынках. Таким образом, вступление в ВТО стало предельно ясным сигналом о том, что обещанная российскими властями "модернизация" и "инновации" останутся лишь красивыми предвыборными лозунгами. Вступление в ВТО в силу объективных причин противоречит самой возможности проведения какой бы то ни было модернизации, так как модернизация означает создание конкуренции глобальным корпорациям и банкам, которые являются основными бенефициарами и идеологами глобализации и свободного движения товаров, услуг, капитала, информации и рабочей силы. Ведь транснациональный капитал традиционно рассматривает любые страны в качестве трофейного пространства.
Подтверждение тому долго ждать себя не заставило. Перед летними каникулами, начавшимися на этой неделе, американские конгрессмены так и не смогли отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника, введенную еще в разгар "холодной войны" с СССР, которая вводила ограничения на торговлю со странами, ограничивающими свободу эмиграции и нарушающие права человека. А отложить ее отмену американские законодатели решили потому, что не смогли пока договориться о мерах, которыми Америка сможет контролировать, как Россия соблюдает нормы ВТО. Видно, Америке очень нужна послушность России.
По требованию американских профсоюзов сенатор Шэррод Браун и члены конгресса Майкл Мичауд и Роза Делауро настояли на том, чтобы в текст законопроекта об отмене поправки Джексона-Вэника была внесена поправка, предусматривающая жесткие меры контроля за соблюдением Россией правил ВТО. Так, эти поправки обязывают торгпреда США в Москве регулярно представлять конгрессу подробный отчет о выполнении Россией требований ВТО уже через 90 дней после вступления в силу закона об установлении нормальных торговых отношений с США, сообщил на днях из США корреспондент "Коммерсанта". Этот доклад должен содержать информацию обо всех нарушениях норм и правил ВТО. В случае же конфликтов с властями РФ американские компании смогут обращаться в конгресс, а профильные комитеты обеих палат получат право потребовать от торгового представителя США незамедлительно принять необходимые меры — на рассмотрение обращений отводится не более 15 дней. Администрации США даже предписывается открыть горячую линию и специальный интернет-сайт, который американские компании, работающие в России, могли бы использовать для сообщений обо всех случаях нарушения Россией обязательств, взятых в рамках ВТО. Из всего этого нетрудно понять, кому же в действительности выгодно присоединение России к ВТО.
В Москве отреагировали на эти новации американских законодателей крайне болезненно. "Такого негативного для России скопления законодательных инициатив и идей в США не было давно", - заявил изданию источник в правительстве РФ. Тем не менее, президент Владимир Путин в конце прошлого месяца завершил процедуру ратификации Россией протокола о вступлении в ВТО. И уже в конце этого месяца Россия начнет снижать пошлины на многие импортные товары. Сегодня, например, прошло сообщение о том, что уже с 23 августа с 30 до 25% снизятся пошлины на мощные импортные внедорожники. Вот радость-то для граждан России. Особенно для тех сотен тысяч, кому и поесть-то досыта далеко не каждый день удается.