Новости
Правительство подготовило альтернативный "Роснефтегазу" сценарий слияния ФСК и "Холдинга МРСК"
Экономика | В России

До конца сентября состоится заседание правительственной комиссии по электроэнергетике, на которой будут представлены итоги анализа предложений по объединению Федеральной сетевой компании (ФСК) и "Холдинга МРСК" (ХМРСК).

Профильным министерствам было поручено проанализировать риски, связанные с объединением, в первую очередь схему "Роснефтегаза", который предложил внести государственные акции ФСК и ХМРСК в свой уставный капитал с последующей передачей их новому ОАО "Национальная сетевая компания" (НСК), пишет "Коммерсант". Газете стали известны детали анализа, который Минэнерго и Минэкономики направили помощнику президента Эльвире Набиуллиной в конце августа. 

Министерства рассмотрели и отвергли один из главных аргументов "Роснефтегаза" - необходимость докапитализации ФСК и ХМРСК для финансирования инвестпрограммы. По мнению чиновников, дефицита средств у компаний нет. Самые серьезные претензии к проекту "Роснефтегаза" касаются защиты интересов государства как акционера ФСК и ХМРСК. Сейчас они входят в список компаний, где представители государства голосуют по директивам правительства, что дает ему прямую возможность принимать ключевые решения. В варианте "Роснефтегаза" эти функции переходят к нему. По мнению Минэнерго, принимать вариант "Роснефтегаза" можно только в случае получения государством одной акции НСК и включения ее в список стратегических предприятий и перечень компаний, где правительство имеет право выдавать директивы, а также заключения акционерного соглашения с "Роснефтегазом" по вопросам управления.

Схема "Роснефтегаза", подчеркивают чиновники, требует внесения изменений в законы, отражающие основные идеи реформы электроэнергетики, что создает "серьезные имиджевые риски". Так, нужно отменить нормы о прямом государственном владении акциями компаний, управляющих единой энергосистемой, о запрете на совмещение функций управления распределительными и магистральными сетями, а также о запрете на совмещение видов деятельности ("Роснефть", подконтрольная "Роснефтегазу", владеет объектами генерации).

В анализе впервые со стороны государства вообще ставится под сомнение необходимость юридического слияния ФСК и МРСК. В первую очередь связанные с этим риски относятся к миноритариям и кредиторам компаний.

Минэкономики привлекло к обсуждению финансовых инвесторов, выделивших риски, которые склоняют миноритариев к продаже акций. Среди них - отвлечение средств от инвестпрограмм на финансирование слияния в условиях сдерживания тарифов, различие в бизнес-моделях компаний, сигнал об отказе от ранее принятых стратегий развития ХМРСК, противоречия между компаниями по дележу "тарифного пирога" и контрактов с крупными потребителями и другие. Директор Prosperity Capital Management Александр Бранис (фонд владеет крупными пакетами дочерних МРСК, является миноритарием ФСК) поясняет, что инвесторы ФСК и ХМРСК принадлежат к разным группам. В ФСК вкладывали деньги как в не подлежащую приватизации компанию с ясной картиной ценообразования и доходности, тогда как инвесторы холдинга рассчитывали на приватизацию дочерних МРСК. Объединение их в одно юрлицо, как предлагает "Роснефтегаз", может повлечь сильную негативную реакцию миноритариев обеих групп и повысить вероятность предъявления акций к выкупу. По мнению Браниса, в объединении вообще нет никакой необходимости.

Другая ключевая опасность - риски предъявления кредиторской задолженности к досрочному погашению (у ФСК 170 млрд руб., ХМРСК сама не занимает, но у дочерних МРСК - 200 млрд руб.). На совещании в Минэкономики 7 августа этот риск оценивался в 300 млрд руб. Но сами кредиторы его оценили гораздо ниже, поскольку для банков важно сохранение госконтроля и монопольного положения ФСК и ХМРСК. Однако, отметили они, есть риск досрочного предъявления требований по облигациям ФСК (до 140 млрд руб.), поскольку до 70% бумаг принадлежат лицам, не относящимся к числу основных кредиторов, и их опасения совпадают с опасениями миноритариев.

В итоге Минэнерго, Минэкономики и Morgan Stanley разработали альтернативный сценарий слияния. Затраты на него на первых стадиях нулевые, а на последней - 37 млрд руб. (в схеме "Роснефтегаза" - 98 млрд руб.), при этом сроки исполнения - полтора года вместо трех, поскольку не нужно менять законы.

Принципиальное отличие от схемы "Роснефтегаза" состоит в сохранении ХМРСК как юридического лица и прямого контроля государства над ФСК.

Напомним, в конце августа Аркадий Дворкович написал президенту Владимиру Путину письмо от имени правительства, в котором жестко раскритиковал идею Игоря Сечина по передаче государственному "Роснефтегазу" крупнейших энергоактивов - Федеральной сетевой компании (ФСК) и холдинга МРСК (межрегиональных распределительных сетевых компаний). 

По изучении вопроса правительство пришло к выводу, что передача перечисленных активов "Роснефтегазу" крайне невыгодна (потребует 400 млрд рублей), противоречит законодательству и сводит на нет всю реформу электроэнергетики в стране. Об этом Аркадий Дворкович и сообщил Владимиру Путину в письме, предложив альтернативный вариант. Его схема предполагает перевод ФСК и МРСК на единую акцию либо передачу госпакета МРСК в уставный капитал ФСК, допэмиссию компании "Русгидро" в пользу государства и последующую продажу ей напрямую акций "Иркутскэнерго". Обе операции предлагается провести за счет "Роснефтегаза", который должен перечислить требуемые средства в качестве дивидендов своему единственному акционеру - государству.

 Ответа пока не последовало, однако уже известно, что спустя несколько дней после получения документа президент поручил ускорить докапитализацию "Русгидро" с участием "Роснефтегаза", а кроме того, появились разговоры о том, что "Роснефтегаз" может выкупить у предпринимателя Виктора Вексельберга контрольный пакет акций в КЭС-холдинге - одной из крупнейших энергокомпаний страны.