Новости
Минпромторг назвал три российских самолета, которые будут вытеснять "Боинги" и "Аэробусы"
Экономика | В России

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пора бы российским авиакомпаниям перестать выписывать из-за рубежа подержанные самолеты, а летать на российских лайнерах. "КП" решила выяснить, насколько реальны такие амбициозные планы.

Сейчас авиапарк российских компаний состоит в основном из подержанных иномарок, средний возраст которых в прошлом году был около 11 лет. Для лайнеров самое то, говорят авиаторы: самолеты уже переболели всеми "детскими болезнями", но износиться еще не успели. Но российские власти твердо решили поднимать промышленность и теперь предлагают отказаться от "Боингов" и "Аэробусов" и срочно пересаживаться на нашу технику.

Как рассказал "КП" глава Минпромторга Денис Мантуров, разработок много, но ключевых, которыми и рассчитывают закрыть рынок, три - уже известный миру Sukhoi Superjet 100, "Иркут" МС-21 и обновленный Ту-204 СМ.

Самолет Сухой Суперджет 100 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

Сухой Суперджет (кликните для увеличения) 

SSJ 100 вовсю летает в "Аэрофлоте", а вот остальные суда еще готовятся к выходу: "тушка" проходит сертификацию, а МС-21 только конструируют. В министерстве ждут, что "Ту" выйдет на рынок уже к 2014 году, а еще через два года подоспеет детище компании "Иркут".

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян объясняет: в современной авиации больше всего востребованы средние самолеты на 100 - 200 пассажиров. И все российские разработки, на которые делается ставка, очень удачно вписываются в эту картину.

 Впрочем, эксперты авиационной отрасли к такому "патриотизму сверху" относятся сдержанно.

"Чтобы отечественные компании закупали отечественные же самолеты, нашим производителям нужно делать лучшие в мире машины", - говорит глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Как рассказывает Пантелеев, SSJ 100 будет летать вместо наших же Ту-134 и Як-42, аналогичных иностранцев в парке наших авиакомпаний нет. Но речь тут идет не только о России, на мировом рынке среди самолетов этого класса серьезная конкуренция - придется отвоевывать место у бразильского концерна Embraer и канадцев из Bombardier. Примерно в этом же классе стоит и обновленный Ту-204 СМ, который ждут к 2016 году.

Самолет Мс-21 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

МС-21 (кликните для увеличения) 

 Разработке компании "Иркут", лайнеру МС-21, придется труднее всех: такие среднемагистральные самолеты на 150 - 220 кресел сейчас самые популярные, и эту нишу прочно заняли гиганты Airbus А-320 и Boeing-737. Рынок, как выражаются бизнесмены, очень тесный, и локтями толкаться придется жестко.

"Мы собираемся потеснить Airbus и Boeing - это грандиозные планы, - рассуждает главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров. - Но сдюжим ли? Нам нужно прыгнуть выше головы и создать что-то лучше, чем Boeing и Airbas, потому что, если мы создадим что-то равное по качеству, покупать все равно будут их. Доверие к компании, репутация, хорошее обслуживание, в общем, полный пакет. А мы этого дать пока не можем".

Между тем, любой самолет, каким бы шедевром он ни был, необходимо поддерживать в летном состоянии, а для этого нужна хорошая техническая база, этакие СТО для воздушных судов. Российские авиакомпании в кризис 2008 года искали экономичные варианты лайнеров, отечественные лопали слишком много керосина, набрали, понятное дело, иномарок. И теперь все центры техобслуживания работают по западным стандартам и технологиям. Значит, как отмечает "КП", теперь придется создавать еще и ремонтную базу.

 Есть и еще один момент - на Superjet 100 есть крупный контракт с "Аэрофлотом", то есть "Сухой" сейчас работает, по сути, только на этот заказ. Остальные самолеты еще даже не готовы, чего уж тут говорить о больших партиях. А влезать на рынок и летать нужно уже сейчас. Но кавалерийским наскоком такие дела не делаются, и тут скорее нужно работать на перспективу, говорит Олег Пантелеев.

"Ни одна страна, ни одна самая сильная компания не может с первого же года выпускать десятки и сотни бортов в год, - объясняет эксперт. - И авиакомпании покупают зачастую уже проверенную технику. Российским лайнерам придется сначала подтвердить, что они качественные, конкурентоспособные и эффективные. И только после этого появятся заказы, которые загрузят наши заводы".

У наших SSJ 100 и МС-21 на подходе еще один серьезный конкурент - канадцы готовят к выпуску лайнер Bombardier CSeries, который появится на рынке уже в середине этого десятилетия. Таких самолетов на 110 - 130 кресел в мире еще нет, канадцы будут первыми в этом классе.

 

Самолет Ту-204 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

Ту-204 (кликните для увеличения)

У России все же с новыми разработками сейчас есть шанс стать вторым игроком на рынке, считает Олег Пантелеев, но для этого нужно работать быстро и качественно. Тогда и принуждать к патриотизму никого не придется - если техника будет действительно классной, ее станут покупать без оглядки на производителя.