Россия вступает в период, когда не будет расти экспорт и добыча нефти. Об этом, как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля, заявил министр экономического развития РФ Андрей Белоусов на встрече с президентом Владимиром Путиным.
Говоря о прогнозе экономического роста на 2013–2015 годы, министр отметил, что ситуация достаточно непростая, потому что "мы должны сейчас удержаться на достаточно высоких темпах роста – не ниже 4–5%". "В противном случае не удастся сбалансировать бюджет, потому что одновременно много приходится решать оборонных, социальных вопросов, которые назрели, которые есть в Ваших указах, и всё это нужно выполнять. Но это задаёт нижнюю планку, границу роста", – отметил министр.
С другой стороны, есть целый ряд новых факторов, которые будут действовать в этот период. "Пожалуй, такой наиболее сложный фактор, мы ещё не до конца его понимаем, общество, мне кажется, не понимает, – что впервые мы вступаем в период, когда у нас не будет расти экспорт нефти и добыча нефти. Период достаточно длительный. То есть, если мы до кризиса 2007 года, с середины 2000-х годов, у нас где-то примерно половина нашего роста (экономики, - прим. Накануне.RU) шла за счёт экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров, то сейчас этот фактор практически перестанет работать", – отметил Белоусов, добавив, что это связано, в том числе, с сокращением потребления.
"Ваше министерство и минэнерго вместе с руководителями наших основных компаний должны создавать условия для освоения новых месторождений, имея в виду, что многие старые истощаются – и нужно осваивать новые, в том числе и труднодоступные, мы с Вами об этом уже многократно говорили", – сказал Путин.
Напомним, что около 60% российской нефти добывается в Ханты-Мансийском автономном округе.
Как считает эксперт по нефти и газу ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, сейчас главной задачей для нашей страны является не рост добычи нефти, а сохранение его высокого уровня. А заявление министра - это лишь констатация давно известного факта. Валерий Нестеров напомнил, что в России еще несколько лет назад был принят документ до 2030 года "Энергетическая стратегия России", где прописано, что добыча у нас должна быть в интервале 500-530 млн тонн нефти.
"Все, кто занимается нефтью, знают, что основные крупные месторождения нефти постепенно истощаются. Они были открыты в Западной Сибири в 50-70-ые годы и разрабатываются достаточно давно. Главная задача сейчас - это не увеличение добычи. Это невозможно и, наверное, не нужно России. Нужно, чтобы нефть у нас работала многие поколения. Нужно как-то поддержать высокий уровень добычи, потому что сейчас он вышел на рекордно выский этап: в этом году будет добыто около 517-520 млн тонн нефти. Мы опережаем даже Саудовскую Аравию", - рассказал Накануне.RU Валерий Нестеров.
Поскольку добыча на старых месторождениях падает, проблема поддержания уровня решается по нескольким направлениям.
"Во-первых, на старых месторождениях нужно увеличить капиталовложения за счет предоставления различных налоговых льгот. Например, в этом году сильно вырос объем бурения. Чем больше скважин бурят, тем меньше падение добычи нефти на старых месторождениях. Во-вторых, предоставляются льготы для месторождений в новых районах, таких как ЯНАО, Восточная Сибирь. Там, где уже добыча есть. В-третьих, есть концепция проекта разработки шельфа, согласно которой к 2030 году там будет добываться около 40 млн тонн нефти. То есть эта нефть, которая заменит "выпадающую" нефть с Западной Сибири", - отмечает Валерий Нестеров.
И последнее направление - это переход к труднодоступным ресурсам нефти. "В США уже сейчас добывают сланцевую нефть, тем самым обеспечивая значительную часть добычи. В Канаде больше половины добычи - это нетрадиционная нефть. В России достаточное количество источников нетрадиционной нефти: это и сланцевая нефть, и нефть плотных формаций, и глубокозалегающая, вязкая нефть, битумная нефть и т.д. По всем этим направлениям ведутся работы, в том числе и по Баженовской свите. Хотя там сейчас практически ничего не добывается, но в перспективе могут добываться десятки миллионов тонн", - считает эксперт.
Что касается экспорта, то по словам аналитика, речь идет об изменении его структуры. "Раз объемы добычи не будут расти, следовательно, и объемы экспорта не будут увеличиваться, поскольку нужно и внутреннее потребление обеспечивать. Увеличится экспорт продуктов высокой степени переработки и снизится экспорт "сырой нефти". То есть будет больше экспортироваться продукции с добавленной стоимостью за счет реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий", - считает Нестеров.