Власти Санкт-Петербурга решили отказаться от контракта с корпорацией "Трансстрой" Олега Дерипаски на строительство футбольной арены клуба "Зенит", буксующее с 2007 года.
В субботу Дмитрий Медведев в сопровождении главы "Газпрома" Алексея Миллера и министра спорта Виталия Мутко проинспектировал будущую "Зенит-Арену", убедившись, что за два года с момента его последнего посещения долгостроя "работа не продвинулась", пишет "Коммерсант". "Пора заканчивать, это выглядит как позор", - возмутился глава правительства. Курирующий строительство вице-губернатор Игорь Метельский заявил, что "15 ноября контракт с "Трансстроем" заканчивается и продлеваться не будет". Чиновник сообщил, что конкурс по выбору нового подрядчика будет проводиться по "измененной цене", которая осталась неназванной.
"Коммерсант" отмечает, что замену генподрядчика на международный пул строительных компаний лоббирует владелец клуба "Газпром", недовольный ходом работ. "Газпром" предлагает привлечь к завершению долгостроя иностранных подрядчиков - шведскую компанию Skanska, американскую Turner, французскую Vinci, немецкие Hochtief и Alpine и японскую Kajima, имеющие опыт строительства спортивных сооружений.
Напомним, смета стадиона менялась неоднократно. Изначально Смольный планировал построить объект к 2009 году, заключив в 2007 году контракт на 6,7 млрд руб. с первым генподрядчиком - петербургской компанией "Авант". Однако после уточнения сметы подрядчиком Главгосэкспертиза согласовала стоимость строительства стадиона в 23,7 млрд руб., при этом, по сведениям источников "Ъ" в "Аванте", изначально запрошенная им сумма - 45 млрд руб. - была урезана под давлением Смольного. Сразу после этого власти со скандалом расторгли незавершенный контракт с "Авантом", сославшись на то, что подрядчик за два года освоил всего 270 млн руб. (в результате взаимных претензий цифра была скорректирована до 5,45 млрд). В 2008 году город выбрал на аукционе подрядчиком "Трансстрой" Олега Дерипаски, чьи структуры тогда выиграли рекордное число конкурсов на право реализации крупных проектов в Петербурге. "Трансстрой" пообещал построить стадион на 30% дешевле стартовой цены - всего за 13,022 млрд руб. к концу 2010 года (весь стадион с учетом уже вложенных средств был оценен в 18 млрд руб.). Однако после того, как в 2010 году Главгосэкспертиза разрешила вновь увеличить смету - до 33,1 млрд руб., сумма контракта с "Трансстроем" выросла на 9,5 млрд руб. (сейчас она составляет 22,5 млрд руб.).
"Трансстрой" утверждает, что стройка остановлена по вине городской администрации - отсутствуют проектная документация и новая смета.
"Комитет по строительству остановил работы на объекте в связи с тем, что у строителей нет документации для производства работ по новому проекту и не определена стоимость строительства, поэтому мы потеряли очередной "строительный сезон"", - заявил глава "Трансстроя" Игорь Панкин.
Глава комитета по строительству Смольного Вячеслав Семененко, в свою очередь, утверждает, что подрядчик до сих пор "не погасил аванс на сумму 3,5 млрд руб. и не выполнил много работ, по которым документация не менялась". "Если не договоримся, будем решать вопросы в суде", - заявил чиновник.
По новому прогнозу Смольного, строительство "Зенит-Арены" может быть завершено не раньше конца 2014 года. Как сообщили "Ъ" знакомые с проектом участники рынка, смета может вырасти до 44 млрд руб. Впрочем, Вячеслав Семененко эту информацию опроверг и добавил, что новая смета до сих пор не внесена на утверждение в Главгосэкспертизу.