Новости
Под давлением ВТО в России распространят утилизационный сбор на всех автопроизводителей
Экономика | В России

Под давлением ВТО правительство решило распространить утилизационный сбор на всех участников российского рынка, а не только на импортеров. Сами производители уверяют, что это "рушит всю схему защиты" отечественных автозаводов от последствий вступления в ВТО, так что "защитная мера обернулась против тех, кто ее лоббировал". Государство уже ищет возможности компенсаций, не противоречащих нормам ВТО. Иначе дополнительные расходы, например у АвтоВАЗа, могут превысить 14 млрд руб. в год.

Вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что "механизм гарантий" утилизации автомобилей, который дает возможность российским автопроизводителям не платить сбор, "будет ликвидирован". "Будут введены такие же платежи, как платят иностранные производители",— сказал министр. Он пояснил, что "принципиальное решение" принято, правительство разрабатывает нормативный акт, который будет "решать много технических деталей". Также он добавил, что президент Владимир Путин в декабре 2012 года в ходе саммита России и ЕС поручил в месячный срок проработать вопрос о "выравнивании условий" сбора, министерства "отработали".

"Это рушит всю схему защиты российских автопроизводителей от последствий вступления в ВТО", — говорит один из участников рынка. Введенный с 1 сентября 2012 года сбор всегда объяснялся "защитой экологии" и необходимостью создания в России "развитой сети утилизации автомобилей". Но ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин после присоединения к ВТО. Размеры сбора для новых легковых машин составляют 17,2-110 тыс. руб., для новых LCV и грузовиков — 75-450 тыс. руб., для подержанных — от 132 тыс. до 1,7 млн руб. Производители, которые собирают машины в России, освобождены от сбора под гарантию утилизации машин в будущем. Чтобы получить такое право, они создали в каждом субъекте пункты приема автомобилей, подлежащих утилизации. Но сбор сразу же вызвал недовольство у других членов ВТО, поскольку "создает дискриминационные условия для импортеров".

Теперь российские автозаводы будут вынуждены платить огромные деньги, которые никто не предусматривал в бизнес-планах. Сильнее всего пострадают производители LCV и грузовиков — фактически защитная мера обернулась против тех, кто ее лоббировал, пишет "Коммерсант".