В Госдуму в ближайшее время могут быть внесены поправки в закон "О кредитных историях", которые позволят банкам с согласия клиентов запрашивать информацию об их дееспособности в психоневрологических диспансерах (сейчас это можно сделать только через суд). Причиной тому стали участившиеся случаи мошенничества с участием граждан с ограниченной дееспособностью. По мнению депутатов и банкиров необходимо также создать единую федеральную базу недееспособных граждан, к которой могли бы обращаться банкиры, пишут "Известия".
По словам банкиров, кредитные организации все чаще становятся жертвами мошенничества с использованием недееспособных граждан. "Через несколько дней после отправления неким клиентом денежного перевода на значительную сумму в отделении появляется человек, объявляющий себя его родственником и заявляющий о его психическом заболевании и недееспособности. В доказательство он предъявляет справку из специализированного учреждения. Банку приходится возвращать сумму перевода", - рассказывает один из руководителей крупного банка.
Собеседник «Известий» сетует, что сейчас быстро и легально проверить факт недееспособности гражданина практически невозможно ни до, ни после совершения операции: запросить информацию в психоневрологических диспансерах (куда поступают сведения из психиатрических клиник) можно только через суд.
Еще в двух банках подтвердили, что сталкивались в последнее время с аналогичной ситуацией. Депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков говорит, что уже инициировал разработку поправок в закон "О кредитных историях", которые бы позволили банкам запрашивать сведения о дееспособности клиентов в ПНД.
Депутат также отметил, что готов заняться созданием единой базы недееспособных граждан, к которой могли бы обращаться банкиры.
В Гражданском кодексе прописано, что человек может быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства. Факт недееспособности устанавливает суд, которому предшествует психиатрическая экспертиза.
Анатолий Аксаков отмечает, что банки, столкнувшиеся с подобными случаями, несут значительные издержки.
"Если кредитная организация откажется возвращать средства, может последовать судебный процесс, а это затраты на адвокатов и потеря времени. Возврат же средств — это также издержки. Средства, которые недееспособный перевел физлицу или в адрес какой-либо компании, вряд ли будут безоговорочно отданы по требованию банка. Последует разбирательство, которое в конечном счете также может привести к судебным баталиям. Вновь потеря времени и средств", — рассказал он.
Аксаков обращает внимание и на тот факт, что пока речь идет о простейших операциях (денежные переводы), в дальнейшем практика может захватить более сложные банковские продукты (те же кредиты).
Наполняться база может данными из психоневрологических диспансеров (ПНД). ПНД также обладают информацией о судебных решениях по дееспособности гражданина. В настоящее время получить сведения из ПНД можно только по запросу суда, однако при трудоустройстве работодатель вправе потребовать от самого сотрудника справку из ПНД о состоянии здоровья. Данные о недееспособных нужно только структурировать, перевести в электронный вид и прописать соответствующее программное обеспечение. По словам депутата, во избежание нарушения медицинской тайны база должна быть открыта для внутреннего пользования банкиров.
Участники рынка и юристы высказались в пользу создания базы данных психически нездоровых граждан.
Категорически против создания базы данных высказываются только врачи.
"Создание базы данных душевнобольных для пользования банков, даже внутреннего, противоречит врачебной этике", — прокомментировал инициативу Аксакова руководитель одной из психиатрических клиник Москвы на условиях анонимности.