Законопроект, позволяющий регионам возвращаться к назначению глав регионов, будет принят в первом чтении на пленарном заседании в среду. Во всяком случае, именно на это рассчитывает думский комитет по конституционному законодательству, который в конце прошлой недели одобрил концепцию проекта, авторами которой стали представители всех четырех фракций, сообщает "Коммерсант".
Год назад представители тех же четырех фракций голосовали за возрождение губернаторских выборов, которые были отменены в 2004 году. Опыт возрожденных выборов небогат. 14 октября прошлого года избраны главы пяти регионов. Но и этого опыта думцам хватило, чтобы изменить правила игры. В декабре прошлого года они разработали законопроект, по которому прямые выборы губернаторов перестают быть обязательными. Те регионы, которые откажутся от выборов, смогут воспользоваться процедурой наделения полномочиями, похожей на ту, что применялась с 2005 по 2012 год. Полномочиями губернатора региональные депутаты будут наделять одного из трех кандидатов, которых им представит президент (после консультаций с партиями, представленными в Госдуме и регионе).
Впрочем, депутаты пока не решили, когда вводить в действие закон о непрямых выборах. Как сообщил "Ъ" источник во фракции "Единая Россия", неясно, нужно ли применять новый порядок в этом году в единый день голосования, 8 сентября. Ранее кремлевские источники "Ъ" отмечали, что отмена выборов рассчитана прежде всего на те регионы, где есть риск "взрыва общественно-политической ситуации". Под взрывоопасными имелись в виду, в частности, многонациональные регионы Кавказа. В сентябре предстоят выборы главы Ингушетии. Там "нет проблем на национальной почве, поскольку это фактически моноэтничный регион, поэтому можно было бы попробовать провести выборы", считает собеседник "Ъ" из "Единой России".
Кроме того, неизвестно, как на практике будут чувствовать себя главы регионов, которые получат свой пост по совершенно разным процедурам. Для потенциальных кандидатов в губернаторы уже сейчас очевидно, что прямые выборы гарантируют им наибольшую легитимность в сравнении с наделением полномочий. Избежать деления губернаторов на более легитимных и менее легитимных можно, лишь унифицировав процедуру: или все выбираются - или все наделяются.
Между тем федеральных законодателей уже волнуют правила формирования СФ. Ведь, вернув прямые выборы губернаторов, парламентарии изменили и процедуру назначения сенатора, представляющего главу региона. Согласно поправке, которая внесена в закон "О порядке формирования СФ" в ноябре прошлого года, кандидат в губернаторы должен выйти на выборы с тремя кандидатами в сенаторы. По такой схеме сенатором пока никто не становился. Но раз меняется "институт формирования глав субъектов РФ, нужно подумать и над нормами, которые касались бы того, каким образом представляются кандидатуры на должность члена СФ", заявил глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.