Документ о принятии системы ГЛОНАСС в эксплуатацию согласован всеми заинтересованными сторонами, включая Минобороны, пишут "Известия". Как сообщил заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Сергей Ревнивых, на сегодняшний день урегулированы все технические вопросы за исключением одного - соответствия заданным требованиям системы межспутниковых измерений и передачи информации.
"Это новая уникальная система, не имеющая аналогов в мире, она стоит не на всех аппаратах, но на большей части, - говорит Ревнивых. - Она является одним из средств повышения точности ГЛОНАСС в конечном счете. В отношении данной системы предстоит еще некоторая бумажная работа - оформить и согласовать акт о принятии в штатную эксплуатацию с соответствующими протоколами уже завершенных испытаний. В данный момент система межспутниковых измерений находится в опытной эксплуатации. Между разработчиками и заказчиками сейчас достигнуто абсолютное взаимопонимание по данному вопросу".
По словам Ревнивых, в конце января - начале февраля планируется собрать совместное техническое совещание представителей войск воздушно-космической обороны (ВКО) и Роскосмоса для окончательного согласования всех вопросов, связанных с принятием ГЛОНАСС в штатную эксплуатацию.
Систему ГЛОНАСС должны были принять в эксплуатацию до 31 декабря 2012 года. После чего она должна перейти в управление войск воздушно-космической обороны РФ - сейчас ей управляют разработчики, главным образом за нее отвечает гендиректор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" (производитель космических аппаратов для ГЛОНАСС) Николай Тестоедов.
Дата официального ввода в эксплуатацию была обусловлена тем, что с 1 января этого года наличие ГЛОНАСС-оборудования стало обязательным для всего пассажирского транспорта и транспорта, перевозящего опасные грузы. Передаваемые этим оборудованием данные по идее должны иметь документальный характер. Например, по ним диспетчер должен понимать, насколько добросовестно выполняют работу операторы автобусных маршрутов в сельской местности, довозят ли до официальной свалки свой груз мусоровозы. В отведенный срок оснастить все авто необходимым телематическим оборудованием успели далеко не все перевозчики. И представители Минтранса (отвечает за установку ГЛОНАСС-оборудования на транспорте) на совещаниях в правительстве не раз отмечали, что система ГЛОНАСС официально в эксплуатацию не принята и до сих пор фактически является результатом НИОКРа. И, следовательно, полученные с ее помощью данные якобы не имеют документальной природы.
Сергей Ревнивых допускает, что задержка с принятием ГЛОНАСС в официальную эксплуатацию в том числе обусловлена сменой руководства в Минобороны и командования войсками воздушно-космической обороны - в декабре прошлого года командующим войсками воздушно-космической обороны РФ назначен генерал Александр Головко.
"Сейчас нами обсуждается программа запусков новых спутников на 2013 год с учетом готовности спутников, средств выведения и текущей необходимости, - говорит Ревнивых. - К запуску в этом году готовятся 4 спутника "Глонасс-М": три ракетой «Протон-М» и один ракетой "Союз 2". Для осуществления этих стартов у нас есть все необходимое, даты запусков и их последовательность будут определены исходя из оперативной необходимости в зависимости от состояния орбитальной группировки ГЛОНАСС".
В настоящее время по целевому назначению в системе ГЛОНАСС используются 23 аппарата, в то время как штатная конфигурация предусматривает 24 спутника - по 8 в каждой из трех плоскостей. Сейчас осуществляется замена выработавшего свой ресурс спутника "Глонасс-М" N712 на резервный аппарат №743. Ожидается, что он будет введен в строй в середине февраля. На время замены спутников в состав альманаха временно включен в экспериментальном режиме аппарат «Глонасс-К», проходящий сейчас летные испытания.