Новости
Потанин обратился к Путину с просьбой отменить экспортные пошлины для "Норникеля"
Экономика | Свердловская область | Челябинская область | Сибирский ФО | Уральский ФО | В России

Глава "Норильского никеля" Владимир Потанин отправил письмо президенту Владимиру Путину с просьбой отменить экспортные пошлины для компании, которые приносят государству около 500 млрд долларов в год, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники. Финансовое состояние ГМК хорошее, и рентабельность высока, но в компании говорят о низкой конъюнктуре рынка. Эксперты уточняют, что проблема в первую очередь в необходимости выплаты больших дивидендов, о которых договорились акционеры "Норникеля".

В письме президенту Потанин указывает, что ежегодные платежи ГМК за вывоз продукции за пределы Таможенного союза составляют около 15 млрд руб. Если компания сэкономит эти деньги, то направит их на модернизацию производства и выполнение социальных обязательств, пишет глава "Норникеля" и просит президента дать поручение правительству проработать вопрос об отмене пошлин для ГМК.

В "Норникеле" подтвердили, что идея отмены пошлин обсуждается, объяснив ее низкой конъюнктурой основных рынков компании. В "Русале" (второй крупный акционер ГМК; 25%) сказали, что знают об обращении господина Потанина и поддерживают его. В "Металлоинвесте" (владеет более 4% акций "Норникеля") на вопросы издания ответить не смогли. До адресата письмо на прошлой неделе не дошло — в приемной президента в пятницу уточнили, что оно еще не зарегистрировано.

"Норникель" продает 90% продукции на экспорт, следует из прошлогодней июльской презентации компании. На Россию приходится всего 10% продаж; на Европу — 54%; на Азию — 23%; на Северную Америку — 13%. Никель обеспечивает компании 50% выручки; медь — 25%; палладий — 15%; платина — 9%; золото — 1%. По итогам 2012 года "Норникель" планировал произвести 295-305 тыс. тонн никеля (из них 60 тыс. тонн — за пределами России); 365-370 тыс. тонн меди; 2,7-2,75 млн унций палладия и 675-685 тыс. унций платины. Пошлина на вывоз необработанного никеля составляет 5% от его таможенной стоимости; на вывоз меди — 10%; на вывоз металлов платиновой группы — 6,5%. До кризиса ставка для платиноидов была аналогичной: никель облагался плоской 10-процентной пошлиной, медь — 5-процентной пошлиной, но в начале 2009 года правительство обнулило ставки, помогая производителям, и вернуло пошлины в середине 2010 года — правда, введя прогрессивную шкалу и привязав ставки к стоимости этих металлов на LME. В августе 2012 года правительство вернуло фиксированный размер пошлин.

По мнению экспертов, для бюджета выпадение 500-600 млн долларов в год вряд ли станет ощутимым, но вот в глазах общественности ситуация будет выглядеть как обогащение акционеров "Норникеля" за счет государства. Кроме того, в таком случае придется отменить экспортные пошлины также для УГМК (400 тыс. тонн меди в год) и Русской медной компании (200 тыс. тонн меди в год).

В УГМК и РМК инициативу "Норникеля" не комментируют. Аналитики напоминают, что платить металлургам и так осталось недолго — по нормам ВТО Россия должна отменить экспортные пошлины на цветные металлы в 2015 году. Если Владимир Потанин добьется отмены пошлин, то в целом бюджет недополучит около 1,5 млрд долларов.