Новости
"Новапорт" и "Роснефть" поделят Домодедово
Политика | Центральный ФО | В России

По информации СМИ, возобновились переговоры о продаже аэропорта "Домодедово", остановленные весной 2012 г. На аэропорт претендуют "Роснефть" и холдинг "Новапорт", который на 50% принадлежит советнику главы "Роснефти" Игоря Сечина Роману Троценко, утверждают источники газеты "Коммерсантъ". "Роснефть" через покупку ТЗК Домодедово может наполовину профинансировать сделку, стоимость которой оценивается в диапазоне $3,5-4,7 млрд. Но сами участники потенциальной сделки не подтверждают факт переговоров. На рынке не исключают, что слухи о продаже Домодедово могут быть попыткой государства надавить на собственников аэропорта.

По словам источника издания сделка "близка к завершению", стороны ведут переговоры о цене. Он уточнил, что стороны планировали подписать меморандум о намерениях "еще около месяца назад". Ожидаемая сумма сделки составляет $4,5-4,7 млрд, а "около половины" ее приходится на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) аэропорта, который планирует купить "Роснефть". "Новапорт" может приобрести терминал и прочую инфраструктуру (за исключением аэродромной). В "Роснефти" отказались от комментариев, в "Новапорте" и пресс-службе Домодедово факт переговоров о продаже аэропорта не подтверждают. Информацию опровергают источники, близкие к владельцам аэропорта и собеседники в "Роснефти".

Нынешний собственник (по официальной версии, это Дмитрий Каменщик), хотел бы получить за Домодедово $4,7 млрд , утверждают источники на рынке. Однако, покупатели полагают, что реальная цена аэропорта находится на уровне $3,5 млрд.

Источники "Ъ" добавляют, что оценка ТЗК Домодедово на уровне $2,2-2,3 млрд "очевидно завышена". Они напоминают, что 50% ТЗК аэропорта Внуково обошлись "Роснефти" в конце 2011 г. в $550 млн. "Конечно, ТЗК Домодедово значительно больше, но у аэропорта, с другой стороны, нет такого потенциала роста, как у Внуково",— отмечает источник "Ъ". Однако собеседники "Ъ" добавляют, что если "Роснефть" получит ТЗК аэропорта, то она "станет фактически монополистом в Московском авиаузле", ей уже принадлежат ТЗК во Внуково и Шереметьево. Одновременно, по мнению собеседников "Ъ", через приобретение ТЗК по высокой цене "косвенно финансируется" покупка других активов Домодедово "Новапортом". ""Роснефть" не может напрямую купить непрофильный актив, но может частично помочь дружественному аэропортовому холдингу". 

Собеседники издания отмечают, что подобная схема уже была применена при покупке аэропорта Ростова-на-Дону "Новапортом". Летом ТЗК аэропорта купила "Роснефть", что способствовало продаже аэропорта холдингу.

На рынке есть и другое мнение: "слухи" о покупке Домодедово могут быть "очередной попыткой государства повлиять на его собственников" и "склонить их к продаже актива". Переговоры о продаже Домодедово ведутся с 2011 г., в мае того года сорвалось IPO аэропорта, а в конце года он был выставлен на продажу. По неофициальным данным, аэропорт был оценен в $5 млрд, на него претендовали группа "Сумма", "Ренова", "Внуково-инвест" и "Альфа-групп", но стороны не договорились по цене.

Глава аналитической службы "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что действия по продаже Домодедово возникли на фоне обсуждения предложений по развитию московского авиационного узла. Предполагалось сначала консолидировать госактивы аэропортов, а затем их приватизировать, напомнил эксперт, а неподконтрольное Домодедово было бы неудобным конкурентом, мешающим получить в ходе приватизации максимум выручки.