До 1 ноября Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Росстандарт и Ростехнадзор должны решить вопрос, надо ли корректировать четырехсторонние соглашения о модернизации НПЗ, и о результатах доложить в правительство. Как стало известно газете "Ведомости", так указано в протоколе заседания правительственной комиссии по ТЭКу от 20 сентября.
Соглашения предлагается дополнить требованием о минимальных объемах отгрузки топлива на внутренний рынок и минимальных запасах, которые обязаны делать компании. Проработать этот вопрос было поручено на правительственной комиссии, подтвердил изданию начальник управления ФАС Дмитрий Махонин.
По его словам, минимальный объем продаж на внутреннем рынке будет определяться по каждой компании отдельно исходя из прогнозного роста потребления нефтепродуктов.
Такие требования могут стать итогом многолетней борьбы правительства с дефицитом топлива на внутреннем рынке. В соглашениях о модернизации, подписанных в июле 2011 года 11 нефтегазовыми холдингами и шестью НПЗ с одной стороны и госорганами - с другой, уже было указано, что производители должны поставлять на внутренний рынок светлые нефтепродукты, сделанные из не менее чем 20% переработанной нефти, но только начиная с 2015 года. Как отмечают "Ведомости", это логично: в ходе налогового маневра пошлина на светлые виды топлива в 2014 году снизится с 66 до 65% от нефтяной, в 2015 году - до 63%, в 2016 году - до 61%. Привлекательность экспорта, соответственно, вырастет.
Правительство инициировало подписание соглашений, после того как весной 2011 года в ряде регионов возник дефицит нефтепродуктов и цены пошли вверх. Виноваты были нефтяные компании, которые не успели в срок, к запрету "Евро-2", перевести свои заводы на производство более качественного топлива (запрет пришлось отложить). В документах содержатся детальные планы модернизации НПЗ и производства моторных видов топлива в 2011-2020 гг.
Но уже в 2012 году все крупные компании признались, что не уложатся и в новые сроки. По их просьбе были внесены изменения. Компаниям позволили снизить планы по производству топлива, но в то же время взяли с них гарантийные письма о поставках определенного объема нефтепродуктов на внутренний рынок в случае угрозы дефицита, рассказал федеральный чиновник. Сейчас есть около 10 таких писем. Чиновник сообщил, что "Роснефть" и "Лукойл" в 2013 году вновь просили внести изменения в соглашения в части обязательств по производству дизтоплива. Представитель "Лукойла" подтвердил, что просьбу о корректировке по двум предприятиям компания направила и получила согласие госорганов.