В Государственном кадастре недвижимости (ГКН) нет данных о правообладателе примерно по 40% объектов, пишут "Ведомости" со ссылкой на некую справку, которая подготовила Федеральная налоговая служба. Это значит, что налог на недвижимость физических лиц, который будет вводиться в 2014-2018 гг., во многих случаях не с кого брать.
Как это могло получиться? Дело в том, что в кадастр, откуда налоговики берут данные для расчета налога, эти данные поступают из двух источников: Единого госреестра правообладателей (ЕГРП) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Но ЕГРП существует только с 1998 г. и в нем не учтены права собственности, возникшие раньше, объясняет юрист KPMG в России и СНГ Анна Стрежнева. А информацию БТИ, которые занимались регистрацией до 1998 г., в кадастр автоматически переносить нельзя. У БТИ нет источника прав, объясняет директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин: "То, что сведения о правах есть в БТИ, иллюзия. Нужна копия правоустанавливающего документа, а его, как правило, нет. [Если включить в базу Росреестра данные БТИ, то] мы создадим ресурс, который будет очень далек от актуальности".
На объекты, где неизвестен собственник, в среднем по России пришлось 39% всей налоговой базы для расчета налога на имущество физических лиц за 2012 г., сообщили в налоговой. В 18 регионах этот показатель составлял более 50%, например, в Смоленской области — около 77%, Архангельской области — 75%, Костромской области — 69%. В Московской области собственники 40% земельных участков неизвестны, подтверждает генеральный директор Московского областного БТИ Владимир Денисов, доля "бесхозных" строений меньше — около 20%.
По подсчетам руководителя аналитического портала irn.ru Олега Репченко, из-за 40% "неучтенных" собственников региональные бюджеты могут недополучить от физических лиц 45 млрд руб. ежегодно. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы данные о собственниках попали в реестр.