Челябинской области необходимо создать "смелый и сумасшедший" объект в память о падении метеорита 15 февраля, который выведет регион на мировой туристический уровень, считают эксперты. По прошествии восьми месяцев после падения небесного тела не сделано ничего, чтобы метеорит сработал на пользу региона, несмотря на имеющийся информационный потенциал.
Как передает корреспондент Накануне.RU, эксперты на круглом столе "Южный Урал после падения метеорита" констатировали, что сегодня от болида осталось только воспоминание. Количество идей по увековечиванию этого события безгранично – это и памятник посреди озера, и аттракцион, и летящее здание, но пока ни одна из них не реализована на практике. Турист, приезжающий в регион в поисках метеоритных впечатлений, безрезультатно бродит по области, силясь найти хоть какие-то следы космического события. В лучшем случае ему удается сделать фотографию на фоне озера Чебаркуль, где падение метеорита обозначено только буем, который с берега не видно. С тем же успехом турист мог бы сделать фото на фоне любого другого озера, благо в регионе их более трех тысяч.
Доктор филологических наук Марина Загидуллина считает, что время, когда можно было воспользоваться метеоритом как основой для раскручивания региона в туристическом направлении, безвозвратно уходит, а символические смыслы небесного тела до сих пор не материализованы.
"Важно сохранение и постоянное поддержание научной стороны изучения метеорита, более широко – метеоритики, комплекса вопросов, связанных с космическими телами. Много вопросов хэппенинга вокруг памятной даты – о переносе Дня города на 15 февраля, потому, что за датой 13 сентября ничего не стоит, кроме привычки, а 15 февраля – это новое рождение", - сообщила Загидуллина.
Астрофизик NASA Николай Горькавый считает, что туристов может привлечь только нечто масштабное. По его словам, необходимо создать такой символ города, который мог бы войти в десятку туристических брендов мира как Эйфелева башня или Статуя Свободы. "Вся планета знает о челябинском суперболиде, но он существует как воспоминание. Нужно создать макет суперболида в натуральную величину, это 18-метровое тело, тело, размером с шестиэтажный дом", - считает ученый.По его словам, главное событие произошло над Челябинском, поэтому устанавливать макет нужно здесь.
Специалист по брендингу территорий Денис Визгалов сообщил, что метеорит может стать отправной точкой в обретении нового культурного смысла для города. По его словам, последние пять лет наблюдается бум местного самосознания среди молодежи и подростков, растет градус местного патриотизма. Регионы стали искать свои смыслы, молодежь снимает ролики про свои города, выкладывает их в соцсети. Он отметил, что в скором времени российские регионы будут конкурировать за жителей, именно поэтому стоит делать территории модными для проживания. В качестве примера он привел Пермь, которая переманила у Новосибирска симфонический оркестр в полном составе.
"Был Советский Союз, после него появилась вроде бы новая страна, стремительно меняющиеся условия, и кто мы такие в этой стремительно несущейся тройке? Челябинская область вплотную подошла к необходимости поиска культурного смысла. Мне показалось, что у области есть комплекс неполноценности, что она обойдена великими смыслами, сам контур области искусственен. А молодежи необходимо жить в модном регионе, иметь стимул остаться здесь, не уезжать учится куда-то, чтобы больше не вернутся. Необходимы культурные смыслы бытия. Вот метеорит в этом случае ударил в это нервное сплетение чаяний, ожиданий", - считает Визгалов.
По его словам, уральцы восприняли падение метеорита как веселый, позитивный шок. Вопрос лишь в том, стоит ли метеорит выводить на первый план, ведь живущие в регионе люди – это большая ценность, чем упавшее с неба тело. "Главное – это люди, гуманитарная основа для бренда, а в этом случае территория выступает в пассиве", - пояснил Визгалов.
По его мнению, нужно создать что-то "сумасшедшее", к примеру, клуб "Упавший с неба", где собирались бы бизнесмены, блогеры, артисты для обсуждения насущных тем. Визгалов предложил снять документальный фильм про метеорит, чтобы популяризовать и событие, и людей, и местность.
Организатор международных культурных проектов Игорь Сид считает, что правильно будет развивать научно-культурное направление. По его мнению, падение метеорита – это микрооперация для человечества, которая позволит цивилизации лучше видеть, куда мы идем.
"Чем меньше мы задумываемся об экзистенциальных смыслах, тем больше цивилизация забредает в тупики. Необходимо послойное вскрытие смыслов, которые привнес собой метеорит. Столкновение метеорита – это конфликт. Можно обсуждать конфликтологию от столкновения атомов до столкновения цивилизаций и галактик, это одна из великих тем, которую сейчас недостаточно обсуждают. Это падение как знак, последнее относительно безопасное. Об этом тоже можно задуматься", - считает эксперт.
Он предложил сделать Челябинск мировым интеллектуальным центром, где будут проводиться научные семинары, на которых будут обсуждаться судьбы человечества, футурологические конгрессы.
Также эксперты высказали предложение создать альтернативную геральдику области с использованием метеоритной тематики. Все предложения будут направлены в правительство региона для рассмотрения, что правда не гарантирует их дальнейшее воплощение в жизнь.