Вчера Владимир Путин на совещании о развитии нефтехимической промышленности в Тобольске предложил ОАО РЖД "подумать" о либерализации рынка локомотивной тяги, сообщили Накануне.RU в пресс-службе Кремля.
Говоря о проекте Северного широтного хода, первый вице-президент РЖД Вадим Морозов отметил, что он оценен в 190 млрд руб., а также рассказал о "немалой нагрузке".
"Там нагрузка для РЖД формируется немалая. Я имею в виду, что уже Обская, Чум, Лабытнанги с выходом на существующее Архангельское направление (Вологда – Архангельск) – это порядка 50 млрд. Но если попытаться найти какую-то альтернативу этому движению, например, через развитие пути опять же от Тюмени на европейскую часть по существующему Транссибу, то мы видим, что под эти объёмы потребуются инвестиции и того большие. То есть схема, по сути дела, сегодня сформировалась, и, на мой взгляд, наша задача сейчас побыстрее завершить формирование этой грузовой базы, этого объема".
Сейчас почти все локомотивы принадлежат монополии, но частные операторы давно хотят выйти на рынок. Владимир Путин отметил, что "если это сегодня уже смотрится как естественный ограничитель, то нужно подумать о том, чтобы делать дальнейшие шаги", например привлечь "частные деньги - с соответствующим регулированием, конечно".
Путин отметил, что не настаивает на том, что это нужно делать немедленно. При этом подчеркнул, что возможная либерализация локомотивной тяги потребует "соответствующего регулирования".
Стоит отметить, что вопрос либерализации локомотивной тяги - один из самых спорных между государственным РЖД и частными железнодорожными перевозчиками. В соответствии с действующим законодательством, монополия на предоставление услуг локомотивной тяги закреплена за Российскими железными дорогами. Глава РЖД Владимир Якунин неоднократно заявлял, что считает необходимым сохранение за его компанией локомотивов, поскольку они неотделимы от инфраструктуры. По мнению монополии, частные операторы захотят работать только на наиболее рентабельных маршрутах, что неизбежно приведет к падению прибыли компании (по подсчетам РЖД, примерно на 28%) и снижению пропускной способности инфраструктуры.
Считается, что одним из основных лоббистов либерализации рынка локомотивной тяги является президент НП "СОЖТ" (объединяет наиболее крупных на рынке операторов) и гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев.
По мнению источников деловых СМИ, у либерализации появились новые серьезные лоббисты: речь идет о "Трансойле" Геннадия Тимченко. Также активную поддержку этой идее мог оказать и государственный Уралвагонзавод, который намерен начать производство локомотивов вместе с американской Caterpillar.