В президентском Совете по правам человека неожиданно возник конфликт по итогам подготовке документов, связанных с планами амнистии к 20-летию Конституции РФ. В канцелярию Владимира Путина накануне, в среду, были переданы предложения СПЧ (имеются на сайте Совета в pdf-формате), и как приложение - проект постановления Госдумы об амнистии (не опубликован). В этих двух документах обнаружились кардинальные расхождения, пишут "Ведомости".
Члены Совета Леонид Поляков и Кирилл Кабанов рассказали газете, что голосовали только за предложения СПЧ, а не за проект постановления. По их словам, на заседании было чуть больше половины состава, так что неправильно подавать постановление как документ, одобренный всеми правозащитниками. Причем организационный момент - далеко не главное, что волнует несогласных.
В проекте постановления отдельным пунктом прописаны исключения - перечень уголовных статей, осужденные по которым не смогут рассчитывать на амнистию. Однако в список попали далеко не все части этих статей. Таким образом, на свободе могут оказаться похитители людей, террористы, экстремисты и наркоторговцы, смягчение наказания получают рецидивисты, перечислил Поляков.
Кабанов привел конкретный пример: с одной стороны, по амнистии должны выйти получившие взятки учителя и врачи, с другой - под нее подпадает и обвиняемая в мошенничестве в особо крупном размере Евгения Васильева. Такого "равенства" общество не поймет, считает член Совета.
Есть еще одно важное замечание. Согласно тексту постановления, предлагается освободить всех впервые осужденных, если им был назначен срок отбытия наказания не более трех лет. Но, как указывают правозащитники, в документе не учтено, что три года колонии можно получить и за тяжкое преступление, если судья назначил наказание ниже нижнего предела.
Напомним, концепция амнистии, разработанная СПЧ, позволяет амнистировать оппозиционера Алексея Навального (как накануне ему изменили наказание на условное; приговор еще не вступил в силу), фигурантов дела ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также фигурантов "болотного дела".
Всего по этому проекту могут быть освобождены до четверти всех российских заключенных, возможно, включая участниц Pussy Riot.