Участники губернаторского совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае пытались определиться — нужна ли региону инвестиционная стратегия, и поможет ли она решению экономических проблем.
Разработкой данной стратегии, рассчитанной до 2020 года, по заказу краевых властей занимается московская консалтинговая компания Stas Marketing, стоимость контракта не объявлялась.
Презентовал проект директор региональной практики Stas Marketing Евгений Борисов, по словам которого край выглядит экономически привлекательным, но не умеет пользоваться этим. "Прежде всего это связано с недостаточными темпами институциональных преобразований и внедрения новых инструментов управления инвестиционными процессами. Проекты недостаточно активно продвигаются в коммуникационном плане", - отметил докладчик. Разработчики рекомендовали уделить большее внимание созданию институтов развития, инструментов коммуникации с инвесторами.
Среди предлагаемого списка проектов предложено отдать приоритет тем, реализация которых в большей мере зависит от краевых властей. "Они существуют в формате бизнес-идей, но тем не менее, именно по ним мы получили наибольше количество откликов от бизнеса. Они зафиксированы в стратегии, под каждый проект подсчитаны сметы, которые будут приложены к документу", - заявил Борисов.
На стадии обсуждения выяснилось, что к проекту накопилась масса претензий. Первый заместитель председателя правительства края Александр Левинталь отметил, что в самом тексте "много ляпов, ошибок, акцентов на ненужные вопросы". "Не следует упускать возможность взаимодействия с федеральными структурами, которые реализуют на территории края свои проекты. А то получается, что у нас главные направления — туризм и рыба", — заметил он. Чиновник отметил и острую конкуренцию с соседними регионами. "Саммит АТЭС повысил интерес инвесторов к Приморскому краю, мы должны максимально развернуть этот процесс, наши точки роста показать более выпукло, создать условия лучше, чем во Владивостоке", — считает первый зампред.
Левинталь, однако, поддержал практические предложения разработчиков по созданию институтов развития и продвижению имиджа края. Необходимо ускорить доработку документа и его принятие, "у нас нет времени ждать, мы живем в конкурентной среде".
Академик Павел Минакир, с 1991 года возглавляющий институт экономических исследований ДВО РАН, сообщил, что экономический совет при губернаторе, членом которого Минакир является, принял решение не утверждать данный документ без доработки и создать для работы над ним межведомственную комиссию с привлечением краевых экспертов и самих разработчиков, пишет газета "Коммерсант".
Академик считает, что анализ, сделанный консалтинговой фирмой, основан на нерепрезентативных материалах, не отражает реальной ситуации, не оперирует инструментарием экономической науки, дает искаженную картину. Выступил академик и против чрезмерной спешки. "Такое ощущение, что завтра мы все на Дальнем Востоке погибнем, что в Хабаровском крае нет инвестиций. Это неправда. Инвестиции есть, они увеличиваются. Хочется больше? Но здесь нам нужно задать себе и разработчикам программы вопрос — а какова инвестиционная емкость региона? Если спросить то же у наших коллег из Приморского края, они поймут, о чем мы. Они получили много инвестиций и не могут их переварить. Это коварная вещь, ее нужно учитывать", - заявил он.
По словам губернатора Вячеслава Шпорта, у края есть потенциал для привлечения инвестиций, "но мы не умеем, наверное, этим пользоваться". Главе региона особенно понравилась часть стратегии, которая касается "раскрутки" образа края. Разработчики программы все замечания учли и пообещали активно сотрудничать с местными экспертами при доработке стратегии.