Влиятельные единороссы - председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин, его заместитель Дмитрий Вяткин и член комитета Владимир Поневежский внесли вчера в Госдуму предложение ограничить так называемый криминальный фильтр 10 и 15 годами (для осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления соответственно), пишет газета "Ведомости".
Это произошло спустя всего две недели после провозглашения Конституционным судом (КС) определения о противоречии Основному закону бессрочного запрета на право быть избранным (такое ограничение вступило в силу в 2012 г.) и необходимости установить конкретные сроки восстановления пассивного избирательного права. Отсчет времени для преодоления фильтра единороссы предлагают начинать с момента погашения судимости, сроки для снятия которой этим летом были увеличены на два года - до 8 и 10 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления. Различий между реальным и условным сроком не делается.
"Почему преступник должен принимать законы?" - задает риторический вопрос человек в руководстве Думы, комментируя законопроект. Он уверен, что нововведения направлены на исполнение решения КС, который не указывал на постатейную дифференциацию ограничения избирательного права.
По новой схеме экс-совладельцу ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, осужденному по тяжким статьям, право быть избранным может быть возвращено в 2032 году. А Алексей Навальный, осужденный по тяжкой статье на пять лет условно (его судимость может быть погашена в пределах 2,5-5 лет), сможет принять участие в выборах не раньше весны 2026 года. Ближайшими федеральными выборами, в которых сможет принять участие Ходорковский, станут парламентские выборы 2036 года (ему будет 73 года), а для Навального - парламентские выборы 2026 года (ему будет 51 год).
Все предписания КС выполнены, считает Вяткин: доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве относительно невелика, их совершение надо воспринимать как исключительный случай; они совершаются только умышленно, обладают повышенной общественной опасностью и приводят к тяжким последствиям. Речь об убийствах, разбое, грабеже, преступлениях, связанных с оборотом наркотиков, большей части преступлений против половой свободы и неприкосновенности, напомнил депутат. Дифференцированный подход будет обеспечен за счет разницы в сроках назначенного наказания, которые зависят от тяжести совершенного преступления, говорит собеседник "Ведомостей".
Исключений для осужденных за тяжкие, но ненасильственные преступления (например, за экономические преступления - хищения в особо крупных размерах, коррупцию) быть не должно, считает Вяткин: все это тяжкие преступления, совершенные умышленно. Изменения нужно вносить в Уголовный кодекс, а не в избирательное законодательство, говорит депутат: если законодатель сочтет, что какие-то преступления больше не должны считаться тяжкими и особо тяжкими, они будут переведены в другие категории, в таком случае осужденные по ним сразу получат пассивное избирательное право.