Новости
Рабочая группа молодежного парламента Югры провела анализ эффективности расходования бюджетных средств
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Уральский ФО

Итоги работы по анализу расходования бюджетных средств, проведенной молодежным парламентом Югры, представлены губернатору округа Наталье Комаровой и председателю думы Югры Борису Хохрякову. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе молодежного парламента Югры, парламент подвел итоги работы по анализу эффективности бюджетных расходов, которая велась по технологии краудсорсинга, успешно апробированной молодыми парламентариями при анализе сайта госуслуг. Цели почти полугодового анализа портала госзакупок - мониторинг исполнения законодательства и поиск путей повышения эффективности бюджетных расходов.

Работа велась по нескольким направлениям: был проверен реестр недобросовестных поставщиков, проанализированы сведения о начальной (максимальной) цене контрактов, промониторена полнота использования права на получение неустойки (штрафа, пени), а также процентов за пользование чужими денежными средствами по контрактам, расторгнутым в судебном порядке. Итоговый вердикт молодых политиков: из полутора тысяч контрактов, проверенных за это время, заключено или выполняется с нарушениями около 5%. Также было выявлено 18 контрактов, которые были расторгнуты решением суда и по которым до сих пор не взыскана неустойка. При этом общая сумма незаявленной неустойки (штрафа, пеней) составила почти 5,5 миллиона рублей. Общая сумма невзысканных процентов за пользование чужими денежными средствами превысила 275 тысяч рублей.

Проверяя сведения о начальной (максимальной) цене контрактов, молодые парламентарии выявили 51 контракт с нарушением обоснования цены. Прежде всего - обнаружены факты необоснованно завышенных, нерациональных цен, при этом потери для бюджета по предварительным подсчетам могут составить до четырех миллионов рублей по выявленным случаям. Руководитель рабочей группы по анализу эффективности расходования бюджетных средств, член молодежного парламента Югры Александр Деменко поясняет по какой причине возникают такие потери в бюджете: "Например, одно из учреждений округа публикует заказ на поставку четырех снегоболотоходов с многочисленным дополнительным оборудованием. Начальная цена контракта установлена в размере 4,5 миллионов рублей за единицу техники. При этом модель по техническим характеристикам подходящая под параметры стоит порядка 3,5 миллионов рублей, то есть цена является искусственно завышенной. Помимо этого в заказе одновременно закупается различное по своему назначению оборудование, всего несколько десятков наименований - инструменты, бензопилы, ноутбук, палатка и пр., что создает препятствия для участия в конкурсе поставщикам".

Стоит отметить, что в своем докладе молодые политики делают несколько предложений по оптимизации процесса закупок. В частности, предлагается создать единые центры по подготовке и размещению контрактов и передать им некоторые функции по осуществлению госзакупок на условиях аутсорсинга. По мнению парламентариев, такой подход повысит качество заключаемых контрактов, снизит коррупционную составляющую и позволит экономить внушительные средства. Еще одна рекомендация касается начальной (максимальной) цены государственного контракта – в связи с введением федерального закона о контрактной системе отмечена необходимость внесения изменений в методику ее обоснования, что сделает процесс более открытым и понятным. Также молодые парламентарии предлагают рассмотреть создание электронной площадки для обеспечения общественного контроля на всех этапах планирования, размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе и общественного обсуждения крупных региональных и муниципальных закупок.

Напомним, первую рабочую версию доклада молодые парламентарии еще летом направили в профильные структуры, занимающиеся контролем в сфере госзакупок и исполнения бюджета в этой сфере. Окончательная версия доклада на этой неделе передана губернатору округа Наталье Комаровой и председателю думы Борису Хохрякову.

Работа по анализу расходования бюджетных средств будет продолжена, на втором этапе предполагается более пристально изучить условия заключаемых контрактов, ограничивающие конкуренцию среди заказчиков, а также продолжить поиск системных решений проблем.