Новости
Калашников: Ходорковский выйдет на свободу готовым кандидатом в президенты
Политика | В России

Сегодня у либеральной российской общественности особенный день: ровно десять лет тому назад в новосибирском аэропорту Толмачево был арестован глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, пишет КМ.RU. Официальный повод для ареста – обвинение в неуплате налогов и хищении в особо крупном размере. Но уже тогда "свободолюбивые" СМИ вынесли свое определение делу: оно политическое и знаменует собой поворот путинского режима к тоталитаризму.

Но так судили либералы. Простые же "несознательные", но все же неравнодушные к происходящему в стране граждане предвкушали грандиозную зачистку в элитах. Казалось, что Кремль наконец-то решил окончательно добить дожившие до тех дней "реликты" 90-х и перевернуть страницу истории. Как-никак к моменту своего ареста Михаил Борисович входил в число богатейших людей мира и был на первом месте в числе богатейших дельцов в самой России. Казалось, что раз уж этого власти не побоялись прижать и упекли за решетку, то уж куда более мелким его коллегам и подавно не поздоровится. Например, Абрамовичу...

История в очередной раз посмеялась над людскими чаяниями. Абрамович, Дерипаска, Фридман и другие товарищи плавали пусть и мельче, да осторожнее, и в итоге нашли общий язык с Кремлем и извлекли из возникшей обоюдной политико-деловой страсти максимальные выгоды. И история с "лоханувшимся" коллегой чем далее, тем менее представлялась им лично чем-то угрожающим, осталась разве что немым назиданием – как не надо вести себя с властью, чтобы не просто не потерять то, что уже "нажито непосильным трудом", но и приумножить. Народ же смирился с очередным крахом иллюзий: в конце концов, и обмануть его не трудно, коль сам обманываться рад. Оттого и растут в народе настроения такого рода, что пора бы Ходорковского выпустить. Правда, свежий опрос на эту тему социологи Левада-центра предусмотрительно проводили только в Москве. В остальной России настроения, скорее всего, не такие благодушные.

Между тем сам Михал Борисыч отказался смириться с долей банального политзэка. Мобилизовав деловые таланты, которые не отменишь ни одним приговором, он сумел стать "зэком № 1" для российской либеральной интеллигенции и, стараниями власти, которая по своей природной глупости неустанно подкидывала информационные поводы, сохранил за собой этот статус по сей день. И выйдет из застенков (вроде как уже в следующем году), конечно же, не олигархом, но политиком, которого совестливая прослойка никак не сможет не поддержать. Правда, у нее подрос новый кумир – Алексей Навальный, и как они будут делить эту "поляну" – вопрос отдельный.

Вряд ли Владимир Путин предвидел такой сценарий. Вероятно, что и кремлевские "кукловоды" вовсе не вчера поняли, что что-то пошло не так. Да, положа руку на сердце, а что тут можно было сделать? В стране, где заключенному так легко стать героем. Разве что не стоило прогуливать в школе уроки истории...

Известный публицист, секретарь Центрального совета партии "Родина: здравый смысл" Максим Калашников отметил, что именно нынешний режим ответственен за становление Ходорковского как политика:

– Честно говоря, я в тот момент, десять лет тому назад, искренне предполагал, что за Ходорковским последуют и все прочие одиозные фигуры вроде Абрамовича, Фридмана, Авена и прочих. Как говорится, "первый пошел"... И уж подавно не мог тогда предполагать, что Ходорковский станет чьим-то "знаменем", "идолом". Я тогда еще, помнится, в своей статье "Ходорковский как Тухачевский" писал, что одна часть элиты начала пожирать другую.

Теперь-то я могу признать: я ошибся и явно переоценил нашу власть. Она сделала все возможное, чтобы сделать из него фигуру национального масштаба. Ходорковский действительно превратился в героя и кумира, чему немало способствовал сам режим, упорно продлевая ему срок отсидки под разными самыми нелепыми предлогами, которые в последнее время доходили до полного абсурда. Теперь его остается лишь уважать за стойкость и твердость в своих убеждениях.

У Ходорковского к тому времени были явные и очень неприятные для Кремля стремления передать регионам контроль над ресурсами, организовать в России парламентскую республику, при этом банально купив политические партии. Он, между прочим, действительно много вкладывал в политику, и я, кстати, одно время работал в издании "Cтрингер", которое финансировалось из структур Ходорковского. Он рассчитывал, что в условиях парламентской республики он сможет через управление послушными ему партиями управлять и всей страной.

Но при этом Ходорковский лез еще и в Китай. В 2001 году я был в Китае вместе с делегацией Минтопэнерго во главе с министром Калюжным. В составе той делегации также были люди Ходорковского. Речь шла о поставках нефти в Китай по линии его ЮКОСа. Очевидно, на Западе был не очень хорошо воспринят тот факт, что нефть в Китай собирается поставлять структура, не связанная с государством. Путина-то они тогда считали более-менее своим человеком, управляемой фигурой. Ходорковский им был совсем ни к чему.

Году в 2005-м я разговаривал с некоторыми интересными людьми, которые были в курсе всех обстоятельств ареста Ходорковского. По их словам, Запад не стал возражать, когда Путин решил устранить Ходорковского как источник внутриполитической угрозы: разве что для вида потом повозмущались, да и успокоились. Но это было тогда. За минувшие годы ситуация изменилась, как резко изменилось и отношение Запада к Путину. И в наши дни Ходорковский выйдет на свободу уже готовым кандидатом в президенты. Тут уж и Навальному придется потесниться...

К слову, происходи вся эта история где-нибудь в Америке 30-х годов прошлого века, Ходорковский наверняка просто погиб бы в тюремных застенках, если бы до них еще вообще дело бы дошло. Был вот, помнится, при Рузвельте такой нефтяной делец, который поставлял топливо в гитлеровскую Германию за хорошие деньги, а на президента своего чихать хотел. Здоровый был мужик, на здоровье не жаловался – и как-то вдруг умер загадочно... Но нынешняя российская власть на подобные шаги идти не решается – только и могла себе позволить продлевать и продлевать Ходорковскому срок, против своей воли превращая нефтяного олигарха в политика.