Новости
Минфин нашел новый способ борьбы с офшорами
Экономика | В России

Воспользоваться льготами, предусмотренными соглашениями об избежании двойного налогообложения, станет сложнее — таков смысл законопроекта Минфина, одобренного на прошлой неделе Госдумой в третьем чтении.

Сейчас такие соглашения (см. врез на стр. 05) позволяют инвесторам с большим пакетом российских акций снижать ставку налога на дивиденды в некоторых случаях даже до 0%. Например, инвестор с Кипра заплатит в России 5% вместо 10%, если его пакет дороже 100 000 евро. Такая схема минимизации налогов при выводе капитала популярна у российских олигархов, пишут "Ведомости".

Сейчас инвесторы получают льготы автоматически — достаточно рассказать о размере своего пакета акций эмитенту, напоминает партнер PwC Владимир Буров. Законопроект Минфина меняет этот порядок для публичных компаний: даже получив все необходимые данные, налоговый агент взыщет налог в полном размере, а излишне уплаченную сумму придется возвращать потом из бюджета.

Новый порядок коснется тех случаев, когда инвестор владеет акциями через депозитарий, а не напрямую, через эмитента. Но иностранцы в основном и инвестируют через депозитарий, рассказывают сотрудники банков-кастодианов. По этой схеме действуют и стоящие за зарубежными "прослойками" российские бизнесмены.

Новая процедура получения льготы — катастрофа для инвесторов, сетует управляющий партнер юридической компании "Щекин и партнеры» Денис Щекин. До сих пор процесс проверки документов занимал около месяца, говорит сотрудник глобального банка-депозитария: "Решение, давать льготу или нет, эмитент принимал довольно быстро".

"Теперь же при возмещении налога, — продолжает сотрудник банка-депозитария, — придется столкнуться с более суровым налоговым агентом — с налоговиками". При хорошем раскладе на возмещение налога из бюджета уходит 3-4 месяца, оценивает Щекин, но налоговики всегда найдут, к чему придраться, и придется доказывать право на льготу в суде.

Будет как с возмещением НДС из бюджета — сначала вы нам отдайте, а потом мы вам вернем, но в России этот принцип не работает, согласен член Объединения корпоративных юристов и юрист крупных иностранных компаний Максим Хвалибов: "Мой личный рекорд по сроку возмещения через суд — два года". Инвестора проверят досконально, предупреждает Хвалибов: узнают, сколько он фактически заплатил за пакет и не покупал ли его через офшор.

Федеральный чиновник, участвовавший в разработке законопроекта, признает, что выбран жесткий подход, но альтернативы Минфин и другие разработчики законопроекта пока не успели придумать. Дело в том, что налоговым агентом по новому закону становится депозитарий, а он не хочет брать на себя ответственность за предоставление льгот. В то же время и международные расчетные системы Euroclear и Clearstream не готовы оперативно представить всю необходимую информацию об инвесторах: например, трудно определить их долю в капитале. У закона были очень жесткие временные рамки — в дальнейшем механизм может быть усовершенствован, надеется собеседник газеты.

Есть еще шанс, что другие страны, с которыми у России подписаны соглашения, возмутятся новым порядком, надеются юристы.