Политическим партиям скоро разрешат создавать блоки друг с другом. Но не те, что были запрещены в 2005 году – до выборов, а другие – после них. На первый взгляд разница небольшая, но при ближайшем рассмотрении видно: огромна. Это будут просто две разные структуры с непересекающимися целями, отмечает КМ.RU.
Идея создания партийных блоков в законодательных собраниях обсуждается сейчас и в Госдуме, и в администрации президента, пишут "Известия". Власть обнаружила таковые на Западе и пожелала перенести на отечественную почву. А почему бы и нет, если там они доказали свою эффективность? Но будет ли то же самое в России?
Мнения политологов на этот счет разделились. Одни говорят, что парламентские блоки будут очень полезными, другие считают, что они станут пятым колесом в телеге. Самой власти новая идея нравится, и она видит в ней только положительное.
Так, на семинаре-совещании мэров российских городов первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин заявил, что введение в РФ смешанной системы выборов повысит качество власти. «С возвратом к смешанной системе конкурентная площадка вырастет, и это тоже должно сказаться на повышении качества власти, потому что людей избранных, публичных будет больше», – сообщил он, добавив, что в обществе есть запрос на прозрачность и легитимность власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема блоков возникла не сама по себе, а в связи с креном избирательной системы в сторону одномандатников, которым на местах отдадут до 75% мест. После выборов, очевидно, их надо будет как-то вернуть в лоно "Единой России", и сделать это через блоки удобнее всего. Так что оппозиционеры могут не напрягаться: не про них песня.
Высокопоставленный источник в Госдуме рассказал газете, что возможность создания коалиций после выборов будет обсуждаться на различных площадках (в Охотном Ряду, на Совете непарламентских партий, на Открытой трибуне), а также с экспертным сообществом и самими политиками в администрации президента.
Законопроект о смешанной системе выборов, согласно которому в региональные парламенты проходят по формуле «25% (мандаты по партспискам) на 75% (по одномандатным округам)», а в Госдуму – по схеме «50 на 50%», не разрешает формирование избирательных блоков, но не возражает против создания блоков уже попавших в заксобрание депутатов.
По мнению представителей власти, это позволит не только создать действительно сильные партии, но и избежать расколов "лжепартий" на маленькие группировки в местных думах, чтобы те потом не могли парализовать деятельность законодательного собрания. Проходной барьер при этом остается тем же – 5%. Вся "мелочь" толчется где-то на уровне 3% и власть пока не готова открывать перед ней ворота.
Зарубежный опыт вдохновляет власть. "Подобная схема создания блоков в парламенте уже существует в Германии, Дании, а также в Люксембурге. Партии должны быть сильными и создавать коалиции, а не рушиться и разбиваться на куски после преодоления проходного барьера, – говорит источник газеты, близкий к администрации президента. – Партия должна выигрывать своей программой, своими обещаниями, своими людьми, которые способны преодолеть проходной барьер".
Далее идут рассказы о том, что в таком-то году в такой-то стране ни одна из партий не смогла набрать на выборах в парламент большинства и поэтому нельзя было сформировать правительство, да тут, как рояль в кустах, помог блок.
При этом непонятно, какое отношение данная ситуация имеет к России, где республика не парламентская, а президентская. У нас при любом раскладе голосов правительство появится в срок, потому что его формируют не депутаты, а президент. Другое дело, что без большинства за властью будут застревать законы, но многим из них не грех было бы и забуксовать там навсегда – такого они низкого качества.
"Толкователи" воли Кремля инициативу поддержали, заявив, что коалиции сильных партий в парламенте – это лучше, чем избирательные блоки перед выборами. По мнению политологов, схема блокирования до выборов неэффективна, так как мелкие партии создают структуру, которая при попадании в парламент тут же разваливается.
Насчет развала тезис спорный, если вспомнить, что коалиция "Грузинская мечта", потеснившая партию Саакашвили на последних парламентских выборах, не развалилась, а функционировала впоследствии вполне успешно и даже привела к власти своего президента. Но, кажется, этот факт только укрепил наши власти в решимости не разрешать предвыборные блоки.
Ведь избирательный блок – он для чего? Для захвата власти в парламенте. А «послевыборный» – для укрепления влияния правящей партии. Трудно себе представить, для каких целей могли бы объединиться КПРФ, ЛДПР и СР, как бы они "сдружились"... а ЕР все равно проведет свои законопроекты, поскольку у нее большинство. Но там, где нужно 75% голосов, любая из них может очень пригодиться партии власти. Как и те 50% «одномандатников», которые пройдут в Думу на следующих выборах.