Сегодня на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была представлена окончательная концепция нового научно-методического комплекса по отечественной истории. Уже завтра, 31 ноября, утвержденную концепцию представят президенту России Владимиру Путину. Однако, несмотря на то, что сегодня был представлен окончательный вариант концепции нового учебника, у участников заседания осталось много вопросов и предложений касательно нового учебника. Так, с новыми предложениями и дополнениями выступили учителя, родители, представители религиозной общественности, передает корреспондент Накануне.RU.
В частности, депутат Госдумы Людмила Швецова, представлявшая на заседании мнение родителей, рассказала, что больше всего родителей школьников волнуют тот факт, что в новой концепции недостаточно подробно описываются героические подвиги, достойные для подражания. Немаловажным для родителей стал вопрос о том, как новый учебник сопоставят с Единым государственным экзаменом по истории.
"Родители очень грамотные люди, они вместе с детьми учат уроки. Их волнует, как будет соотноситься будущий курс истории России с ЕГЭ, какой будет объем учебной нагрузки, что в результате будут знать выпускники школ, колледжей или профильного вуза", - рассказала Швецова. Кроме того, по словам Швецовой, родители интересуются, как в новом учебнике будет представлен 21 век.
"Также родителей волнует, как учебник будет скоординирован с темой воспитания детей через историю, это очень важно, потому что дети должны получить в этом учебнике навигатор", - сказала Швецова.
По ее мнению, учебник должен воспитывать в детях любовь к родине через историю.
"Этот курс должен очень четко выстраивать вектор на то, чтобы ребята понимали, что у нас были великие победы и даже великие трудности, но они были только поводом для того, чтобы снова были великие победы", - считает Швецова.
Швецова также рассказала, что, по мнению родительской общественности, в новом стандарте учебника размыт героизм.
"Родители считают, что в стандарте недостаточно подробно представлены факты, являющиеся достойными для подражания. Есть опасность, что эти исторические факты могут потонуть в массе исторической информации", - пояснила депутат.
"Все должны понимать, что мы победили в Великой Отечественной войне, это должны знать все поколения, потому что в мире это понятие уже размывается, а мы ни в коем случае не должны это допустить", - продолжила Швецова.
По ее словам, родителей волнует и вопрос возрастного восприятия истории.
"Возможно, что это вопрос не сегодняшнего дня, а последующий наших действий, но очень важно, чтобы рассказы об истории были понятны и самым маленьким, и взрослым", - сказала депутат. "Хочу также обратить внимание на то, что необходимо внести в стандарт опорные факты истории отечественной науки. Это необходимо не только для популяризации научного знания, но и для понимания исторического процесса", - отметила Швецова.
Она также обратила внимание на то, что крайне важно решить, как будет называться сам курс - "История России" или "История Отечества".
"Необходимо сохранить факты преемственности Древней Руси, Московского Княжества, Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации", - сказала Швецова.
В свою очередь член рабочей группы по созданию концепции нового учебника, академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН Валерий Тишков признался, что в новом учебнике роль разных народов отображена недостаточно полно.
"Для нас важно, чтобы представители всех больших и малых народов увидели себя, почувствовали себя участниками нашей общей истории. Это была очень важная задача, которая, наверное, до конца решена не была", - сказал Тишков на расширенном заседании РИО.
На расширенном заседании присутствовал и представитель от педагогического сообщества - преподаватель истории, директор школы №1741 Павел Панкин. В своем выступлении Панкин отметил, что без соответствующий подготовки учителей, новая концепция не будет передана детям именно так, как этого хотелось авторам нового учебника истории.
"Очень важно подготовить учителей для восприятия этой концепции, пока есть время, пусть пройдет полтора-два года, за это время очень важно подготовить умы педагогические и родительские. Концепцию нужно донести до населения, ее должны понять учителя, родители, а потом совместными усилиями мы постараемся, чтобы и дети ее поняли", - сказал Панкин.
По его словам, в педагогической среде идут споры о том, как именно следует преподавать историю - по линейной системе или же концентрической. "Ряд регионов проявляет, мягко скажем, озабоченность по поводу линейной системы преподавания истории", - признался Панкин. Однако он добавил, что, по его мнению, жизнеспособной станет именно линейная система преподавания, но при условии, что отечественную историю начнут преподавать не с шестого класса, как это делается сейчас, а с седьмого, так дети смогут лучше понять события, которые проходили в нашей стране.
В концепции нового учебника истории без внимания не осталась и роль религии в истории России.
"Для обсуждения и принятия нами было направлено порядка 70 дополнений и комментариев, которые мы считаем важными", - рассказал на заседании совета руководитель секретариата Межрелигиозного совета России диакон Роман Богдасаров. По его словам, большинство предложений не относились исключительно к Церкви.
"Например, если говорить об истории России, хотелось бы услышать историю народа, а не только историю государства, мы ее достаточно слушали в советский период", - пояснил Богдасаров.
"Важный момент - роль великих людей России, в том числе носящих духовный сан", - добавил он.
В завершении заседания совета все участники приняли концепцию нового учебника по истории Отечества. Так, согласно новой концепции, в учебник войдут Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Bиктор Черномырдин, Руслан Хасбулатов, Александр Руцкой, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Аслан Масхадов, Ахмад Кадыров, Зураб Церетели, Леонид Рошаль, Жорес Алфёров, Виталий Гинзбург и Сергей Капица. Среди новых имен, о которых расскажут школьникам, лидер рок-группы "ДДТ" Юрий Шевчук, писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, пианист Денис Мацуев, актриса театра и кино Чулпан Хаматова.
Напомним, 19 февраля на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил Министерству образования и науки совместно с РАН при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения по подготовке единого учебника по истории России для средней школы.
Российское историческое общество сформировало рабочую группу по подготовке концепции нового учебника, которую возглавил председатель общества Сергей Нарышкин. Сопредседателями стали Владимир Мединский и Дмитрий Ливанов, научным руководителем назначен академик Александр Чубарьян. В рабочую группу вошли ученые историки, авторы наиболее востребованных учебных пособий, общественные деятели и учителя истории. К 1 ноября должна быть представлена окончательная версия стандарта, на которой будет основан учебник истории. Сам учебник появится к 2015 году.