Новости
Строй – не хочу: после "заморозки" тарифов "Транснефти" Сечину пришлось "самому" тянуть трубу до Комсомольского НПЗ
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

Руководитель "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что нефтяная компания будет за свой счет строить отвод от трубопровода " Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО) к нефтеперерабатывающему заводу в Комсомольске-на-Амуре. Этому решению предшествовали разногласия с "Транснефтью" по поводу стоимости строительства отвода и лоббирование Сечиным заморозки тарифов нефтетрейдера, что окончательно подтолкнуло компанию к отказу от протягивания трубы до Комсомольского НПЗ. 

У "Роснефти" не было другого выхода – поставляя нефтепродукты по железной дороге, компания теряет более $500 млн в год. Нефтепровод компании планировали построить за четыре года, однако, с учетом отмены повышения тарифов, "Транснефть" наверняка пересмотрит соглашение с "Роснефтью" и откажется вкладывать инвестиции в отвод, считают аналитики. В худшем случае компания может затормозить и строительство второй очереди ВСТО.

В своем недавнем интервью "Коммерсанту" президент "Транснефти" Николай Токарев опроверг информацию о существующем конфликте с нефтяной компанией Игоря Сечина: "разговоры про наш конфликт — это попытки развести, уже не первые разговоры. Серьезных оснований для них нет". В то же время компании продолжают трепать друг другу нервы. Структуры долгое время не могли договориться по проектам транзита нефти по ВСТО: расширения трубопровода до Китая и строительства отвода к Комсомольскому НПЗ, принадлежащему "Роснефти".

Согласно предварительным изыскательным работам "Транснефти", подключение НПЗ к системе трубопроводов будет стоить 53 млрд руб.: 27 млрд руб. – линейная часть, остальные средства понадобятся для строительства ЛЭП и нефтеперекачивающих станций, прокладки дорог . Такие цифры "Роснефть" не устроили. Игорь Сечин заявил, что компания намерена провести проверку расчетов "Транснефти" и будет "разбираться с цифрами, стремиться к объективным, экономически целесообразным расчетам".

В ответ на претензии, "Транснефть" предложила компании воспользоваться услугами любого другого подрядчика. Пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин напомнил, что в 2010г. "Роснефть" уже пыталась самостоятельно расширить трубу от Тихорецка до Туапсе, не согласившись с оценкой "Транснефти" в 19 млрд руб.: " На строительных работах нефтяники решили использовать собственные подрядные организации. В результате срок ввода объекта неоднократно переносился".

Подписание договора между компаниями состоялось лишь в сентябре, когда "Роснефть" убедилась в обоснованности затрат. Труба, мощностью до 8 млн т в год должна была появиться через четыре года. Как следует из сообщения компаний, финансирование проектирования и строительства нефтепровода осуществит "Транснефть" за счет средств долгосрочного согласованного тарифа, уплачиваемого "Роснефтью" в соответствии с отдельно заключенным соглашением.

Включение "Транснефти" в список монополий, чьи тарифы будут заморожены в 2014 г., осложнило ситуацию. Вице-президент Максим Гришанин сообщил, что из-за этой меры компания останавливает строительство отвода на Комсомольский НПЗ, так как теряет в выручке. Напомним, инициатором сдерживания тарифов нефтетрейдера был Игорь Сечин, строительство нефтетрубопровода для "Роснефти" входит в инвестпрограмму "Транснефти", на пересмотр которой совет экспертов компании намекнул накануне: "Целевые показатели программы достигаются путем реализации целого ряда мер, в числе которых - стабилизация тарифа на транспортировку нефти на уровне инфляции. Именно в этом случае в долгосрочной перспективе сохраняется устойчивое финансово-экономическое состояние компании и обеспечивается снижение удельных затрат в базовых ценах", - говорится в сообщении компании.

Сечин предусмотрел вариант развития событий, при котором "Транснефть" откажется от проекта отвода к НПЗ и, оценив, что компания самостоятельно в силах построить трубопровод, без риска пролоббировал "заморозку" тарифов нефтепроводной компании, считает аналитик нефтегазового сектора Виктор Стреков: "Заморозка" ветки до НПЗ "Роснефти" логичный ответ на действия Игоря Сечина, его руководитель "Роснефти" не мог не предусмотреть. В связи с прекращением индексирования тарифов нефтяная компания существенно сэкономит, расходы нефтяных компаний на транспортировку по системе "Транснефти" за полгода повышались на 10-15%. Поэтому "Роснефть" может позволить себе потратить 53 млрд руб. на трубопровод, который обеспечит НПЗ сырьем", - рассказал Накануне.RU эксперт.

Скорее всего, смета строительства отвода будет пересмотрена в сторону уменьшения, полагает аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.

"Возможно, "Роснефть" на чем-то сэкономит и финансирование ветки до НПЗ будет включено в инвестиционную программу. НПЗ работал все эти годы без трубопровода, и терял до $500 млн в год, поэтому откладывать проект "Роснефть" не будет", - предположил он.

Компании конфликтовали и из-за финансирования расширения ВСТО на Китай для увеличения объемов экспорта нефти с 15 млн т до 31 млн т в год. Так как "Роснефть" в июле подписала 25-летний контракт с китайской CNPC стоимостью $270 млрд, то именно она больше других заинтересована в развитии ВСТО. "Транснефть" изначально настаивала на том, что в финансировании проекта Сечин должен принимать непосредственное участие. На фоне грядущей остановки индексации тарифов,  нефтепроводная компания стала еще более категорична.

"Если “Роснефть” найдет деньги на финансирование, в этом случае проблем не будет, а строительство будет осуществляться за счет средств “Роснефти”, а не тарифа", - заявил журналистам Игорь Демин.

Эксперты рынка единодушны во мнении, что сотрудничество с Китаем не будет поставлено под угрозу. "Это политический вопрос, переговоры с китайской корпорацией шли на уровне правительств. Поэтому, если потребуется, финансирование расширения ВСТО пройдет за счет бюджета. Об этой возможности говорил сам Владимир Путин, средства изыскивали в программе развития Дальнего Востока".

Аналитики напоминают, что у "Роснефти" есть альтернативный путь доставки нефти в Китай – через Казахстан по нефтепроводу "Атасу-Алашанькоу". Однако, компания Сечина имеет финансовую возможность потянуть сразу два проекта: строить отвод до НПЗ и частично вложиться в ВСТО.

"Судя по аппетитам "Роснефти", для Сечина нет тяжелых проектов: заявляются планы по освоению шельфа совместно с международными компаниями, компания постоянно покупает активы ("Роснефть" заявила о желании приобрести "СеверЭнергию"). Очевидно, что у "Роснефти" есть доступ к "дешевым" деньгам, теперь еще и к китайским", - рассказал Накануне.RU аналитик по нефти и газу ИК "Велес-Капитал" Василий Танурков.

Принципиальное решение по заморозке тарифов монополий уже принято, в то же время Кремль настаивает на реализации инвестпрограмм с госучастием, предлагая корпорациям сосредоточиться над сокращением внутренних издержек.