На Ямал после уникальной двухмесячной коммерческой экспедиции в Китай по Северному морскому пути возвратилось судно "Инженер Трубин". Экспедиция позволила впервые испытать потенциал новой транспортной схемы. Для Ямала, Югры и Тюменской области это первый практический опыт по доставке грузов Севморпутем, сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора ЯНАО.
"Инженер Трубин" вышел из Сабетты 30 июля, груженый продукцией отечественных предприятий, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути (СМП). Карское море судно прошло под проводкой атомного ледокола "Вайгач", который провел его через пролив Вилькицкого, далее проводку судна осуществлял ледокол "Таймыр". Сейчас корабль возвратился к берегам Ямальского полуострова и производит разгрузку в Новом порту.
Задачей коммерческих предприятий, принявших участие в экспедиции, стала оценка всей логистики, себестоимости перевалки товаров Северным морским путем, а также в целом его коммерческой эффективности. Центральным звеном в этой цепи выступил порт Сабетта, с которым связаны перспективы развития не только Ямала, но многих регионов России.
Строительство арктического многофункционального морского порта Сабетта началось в июле 2012 г. Проект реализуется по поручению правительства России в соответствии с комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал – проект "Ямал СПГ". Порт Сабетта планируется использовать для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно‐Тамбейского месторождения полуострова Ямал и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско‐Тихоокеанского региона.
"Новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны – это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике", – отмечает Дмитрий Кобылкин.
Стратегическую роль морского порта Сабетта отметил и президент России Владимир Путин в ходе совещания в конце сентября этого года в Салехарде. Данный морской порт является ключевым логистическим центром всего проекта современного производства сжиженного природного газа на Ямале – "Ямал СПГ". При этом Владимир Путин отметил, что порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути.
Для раскрытия потенциала порта Сабетта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа реализуется крупный инфраструктурный проект "Северный широтный ход". Его формирование в будущем позволит довести железную дорогу до универсального порта Сабетта на полуострове Ямал, тем самым обеспечив доступ единой транспортной системы России к Арктической инфраструктуре, соединив ее с Северным морским путем.
Эффект от строительства разветвленной транспортной инфраструктуры на территории Ямала с выходом к морскому порту, открытие новых транспортных магистралей будет способствовать увеличению объемов производства, расширению производственных мощностей, привлечению дополнительной рабочей силы и модернизации уже существующих рабочих мест не только в масштабах Ямало-Ненецкого автономного округа, но и России в целом.