Со дня на день должен быть подписан указ о создании Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), возглавить которую может гендиректор "Автоваза" Игорь Комаров. Вряд ли сохранит свой пост и Владимир Поповкин в Роскосмосе. Структурные изменения в космической отрасли давно назрели, но говорить об их эффективности пока преждевременно, считают эксперты Накануне.RU.
Об образовании ОРКК две недели назад упоминал на выставке вооружений и военной техники RAE-2013 в Нижнем Тагиле профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Агентство будет отвечать за госполитику в космической сфере и выступать в роли госзаказчика, а корпорация вберет в себя большую часть предприятий отрасли, взяв на себя функции генподряда", – поясняет смысл реформы "Ъ".
По данным издания, уже согласованы и руководители этих двух органов. Так, космическое агентство возглавит зам Сергея Шойгу в Минобороны Олег Остапенко, возглавлявший ранее войска воздушно-космической обороны, а ныне отвечающий за систему перспективных военных исследований и разработок Минобороны РФ. Корпорацию с большой степенью вероятности возглавит председатель совета директоров "Автоваза" Игорь Комаров.
"Это известные люди, которые прошли огонь, воду и медные трубы, это настоящие боевые люди", – отметил в беседе с Накануне.RU почетный президент Московского авиакосмического салона, герой России Магомед Толбоев.
Любопытно, что Комаров, несмотря на свою достаточно богатую биографию никогда не сталкивался с космической отраслью. В 90-е годы он трудился в банковской сфере - был заместителем председателя правления "Сбербанка". С этого поста он ушел работать в "Норникель", где до 2008 года, в то время, когда предприятием управлял Михаил Прохоров, был заместителем по экономике. После этого он стал заместителем гендиректора "Ростехнологий", откуда шагнул на кризисный "Автоваз". Логично предположить, что именно руководитель "Ростеха" Сергей Чемезов лоббирует возможное назначение Комарова.
"Я думаю, что не столь важно, что он никогда не занимался космосом. Человек может быть генеральным конструктором, но не знать экономики, управления и т.д. В СССР генеральный конструктор никогда финансами не занимался, этим занимался главк. Сейчас главков нет, поэтому во главе компании должен быть человек, который понимает экономику, а генеральный конструктор, главные конструкторы должны заниматься реализацией своих идей, реализацией программы, поставленной перед ними", – считает Толбоев.
По словам летчика-испытателя, то, что Владимир Поповкин не рассматривается в числе руководителей Роскосмоса, оправданно, поскольку за время его руководства "произошли такие трагедии, которые унесли не только миллиарды рублей, но и имидж российского ракетостроения".
В то же время, не стоит считать, что появление корпорации станет панацеей от глубокого системного кризиса, который поразил отрасль в последние годы.
"Насколько это будет эффективно и поможет решить проблемы, покажет будущее. Все эти изменения ожидаются давно и много предположений о том, какую форму окончательную они примут, поэтому предполагать что-либо я даже не буду. Когда все это состоится, пройдет некоторое время, вот тогда можно будет что-то анализировать. Пока – это гадание на кофейной гуще", – поделился с Накануне.RU академик Российской академии космонавтики, советник президента РКК "Энергия" Александр Железняков.
А по мнению Толбоева, даже при грамотном выстраивании работы новой структуры могут понадобиться годы на исправление ситуации.
Отметим, что только за последние 2,5 года, в течение которых Владимир Поповкин возглавляет Роскосмос, из-за аварий были потеряны космические аппараты "Меридиан", "Фобос-Грунт", ГЛОНАСС, "Экспресс-АМ4" и "Экспресс-МД2", а также произошло первое более чем за 30 лет крушение космического грузовика "Прогресс-М 12М".
Ранее в прессе появлялась информация о том, что ОРКК будет создаваться на базе ОАО "Научно-исследовательский институт космического приборостроения". Для этого доля РФ в уставном капитале акционерного общества будет доведена до 100%. Сама ОРКК будет состоять из восьми интегрированных структур, основанных на базе крупнейших предприятий отрасли. На нее же будут замыкаться 15 самостоятельных организаций, среди которых шесть федеральных государственных унитарных предприятий и девять акционерных обществ. В то же время, неясна была судьба таких предприятий, как корпорация "Комета", корпорация "Московский институт теплотехники", государственный ракетный центр им. Макеева и корпорация "Стратегические пункты управления".