Новости
Нефтяники обсудили альтернативный способ утилизации шлама
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра

Нефтяники обсудили альтернативный способ утилизации шлама на прошедшей в Сургуте конференции "Промышленная безопасность: Утилизация ПНГ, нефтяного и бурового шлама, ликвидация нефтяных загрязнений".

Замначальника управления экологической безопасности и природопользования ОАО "Сургутнефтегаз" Андрей Драндусов напомнил, что буровой шлам это на 80% горные породы естественного происхождения, на 20% - остатки бурового раствора. Предполагается, что с буровым раствором в шлам попадают токсичные вещества, однако нефтяники Югры в последние годы перешли на вещества, способные к самостоятельному разложению в природной среде. Утилизацию шлама, по словам участников конференции, компании отдают на аутсорсинг "нужным компаниям", тратя значительные деньги и повышая коррупционный фон в сфере утилизации отходов. Именно коррупциогенностью объясняется "живучесть" проблемы.

"Мы много лет обсуждаем опасность бурового шлама, и много лет буксуем практически на одном и том же месте", - отметил начальник управления охраны окружающей среды ООО "РН-Юганскнефтегаз" Виктор Ольков. Сейчас, чтобы рекультивировать один шламовый амбар, его засыпают 500 кубами песка, это сто машин. Академик Сергей Родин охарактеризовал этот метод как абсолютно негосударственный, но его продолжают использовать. По данным участников конференции, на отсыпанных песком местах захоронений плохо восстанавливаются растения. Ученые отметили, что этот способ никем не обосновывался и используется с 80-х годов без понимания результата.

рекультивированный участок|Фото: рн-юганскнефтегаз рекультивированный участок|Фото: рн-юганскнефтегаз

Сургутнефтегаз рассказал об успешном опыте лесной рекультивации шламовых отвалов. "Мы сами, вместе с Институтом леса СО РАН им В.Н.Сукачева, разработали руководство и проектную документацию для наиболее экологичной, экономичной, учитывающей региональные особенности, технологии лесной рекультивации шламовых амбаров без их засыпки", - рассказал Андрей Драндусов. Лесную рекультивацию внедрял главный научный сотрудник Института леса СО РАН, доктор биологических наук Владимир Седых.

"Под действием воды, кислорода и растений буровые отходы разлагаются, - пояснил Владимир Седых. – На высоких сухих участках формируются насаждения из ивы, сосны и березы, на сырых плоских участках растет рогоз. Более того, растительность, сформировавшаяся на отходах бурения или в зоне их воздействия, разнообразнее по видовому составу, чем исходная".

Шламовый амбар, прошедший лесную рекультивацию, через 5-10 лет легко вписывается в окружающую среду: он зарастает травой, кустарником и молодым леском, где можно заметить березу, осину, сосну и даже кедр. Амбары с сохраненными водоемами становятся местом обитания уток и ондатр. В то же время на амбаре, засыпанном песком, за эти годы только местами пробивается трава.

Внедрению метода мешает несовершенство законодательства, в связи с чем начальник отдела экологии ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Алексей Безденежных, стоит решать вопрос на уровне региона, это быстрее и проще, чем на уровне федерации. "Возможно, стоит разработать единую для региона технологию и нормативы по определению опасности бурового шлама и перевода его в разряд почвообразующей породы", - предлагает он.

Заместитель губернатора ХМАО-Югры Сергей Полукеев, который вел конференцию, возглавил рабочую группу для подготовки главного документа форума – резолюции. Это дает участникам рынка надежду на изменения в регулирующем их сферу законодательстве.